Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 18.07.2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ "О ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ, КУРОРТАХ И ИНЫХ КАТЕГОРИЯХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ">

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 156, 21.08.2001






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Верховный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего Мурзиной Е.А. (единолично),
при секретаре Желаевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Бурятия от 16.09.1997 № 359-I "О лечебно - оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых территорий в Республике Бурятия",

установил:

Народным Хуралом Республики Бурятия 16 сентября 1997 г. был принят Закон Республики Бурятия № 359-I "О лечебно - оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых территорий в Республике Бурятия".
Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании не действующими и не подлежащими применению статьи 5 и 8 указанного Закона в части определения разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Бурятия в области использования и охраны лечебно - оздоровительных местностей, курортов и иных категорий особо охраняемых природных территорий законодательством Республики Бурятия, настоящим Законом, а также иными нормативными актами.
Заявление мотивировано тем, что статья 5, регулирующая полномочия Правительства Российской Федерации, вторгается в компетенцию Российской Федерации, противоречит ст. 4 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах".
Статья 8 республиканского Закона, предусматривающая разграничение полномочий органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления Республики Бурятия, противоречит статьям 5, 6 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах", закрепляющим соответственно полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В судебном заседании представители Прокурора Республики Бурятия - прокуроры отделов прокуратуры Республики Бурятия Макарцева Ю.Ю. и Болдоева Э.В., действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования в отношении признания противоречащей федеральному законодательству статьи 5 республиканского Закона. В отношении статьи 8 внесли уточнение. Просили признать указанную статью противоречащей федеральному законодательству в части указания на определение разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Бурятия иными нормативными актами.
Представитель Народного Хурала Республики Бурятия Дампилова М.В., действующая на основании распоряжения Председателя Народного Хурала Республики Бурятия от 16.07.2001 № 430-II, признала уточненные заявленные требования в полном объеме.
Представитель Президента Республики Бурятия Будацыренов А.П., действующий на основании доверенности от 09.10.2000 № 101-0207, не согласился с заявленными требованиями в отношении статьи 5 республиканского Закона, пояснив, что она носит отсылочный характер. В отношении статьи 8 выразил согласие с уточненными требованиями заявления Прокурора.
Выслушав пояснения представителей Прокурора Республики Бурятия, заинтересованных лиц, исследовав представленные материалы, Верховный суд Республика Бурятия находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 5 Закона Республики Бурятия "О лечебно - оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых территорий в Республике Бурятия" предусматривает, что полномочия Правительства Российской Федерации в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно - оздоровительных местностей, особо охраняемых природных и иных территорий федерального значения определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, каковым является Правительство Российской Федерации, относятся к исключительному ведению Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы представителя Президента Республики Бурятия об отсылочном характере оспариваемой нормы не могут быть признаны состоятельными.
Уточненные требования о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 8 республиканского Закона в части определения разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Бурятия иными нормативными актами подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 34, 165 ГПК РСФСР ответчик вправе признать иск, суд при принятии признания иска выносит решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Народного Хурала Республики Бурятия и Президента Республики Бурятия заявили о признании уточненных требований Прокурора Республики Бурятия о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 8 Закона Республики Бурятия "О лечебно - оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых территорий в Республике Бурятия".
Признание Народным Хуралом Республики Бурятия и Президентом Республики Бурятия доводов прокурора не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. ст. 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации в пределах своих полномочий самостоятельно, его органы могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.
Согласно статье 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесены полномочия по наделению органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией. При этом в силу статьи 6 данного Закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое положение статьи 8 республиканского Закона в части определения разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Бурятия не только законами, но и иными нормативными актами, противоречит федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным принять признание Народным Хуралом Республики Бурятия и Президентом Республики Бурятия заявленных прокурором уточненных требований о противоречии федеральному законодательству оспариваемого положения статьи 8 Закона Республики Бурятия "О лечебно - оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых территорий в Республике Бурятия" и удовлетворить их.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2000 № 19 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" в случае удовлетворения заявления прокурора о признании противоречащим федеральному закону закона субъекта Российской Федерации в резолютивной части решения должно быть указано об этом, а также о том, что данный закон признается не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Согласно статье 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 196, 197, 203 ГПК РСФСР, Верховный суд Республики Бурятия

решил:

Заявление Прокурора Республики Бурятия удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению статью 5 и статью 8 в части указания на иные нормативные акты Закона Республики Бурятия от 16.09.1997 № 559-I "О лечебно - оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых территории в Республике Бурятия".
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок со дня оглашения.

Судья
Е.А.МУРЗИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru