Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 25.06.2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ПУНКТА "Е" СТАТЬИ 86 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В ЧАСТИ ОТНЕСЕНИЯ К ПРЕДМЕТУ ВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОРЯДКА ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Верховный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Мурзиной Е.А.,
при секретаре Желаевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Улан-Удэ 25 июня 2001 г. дело по заявлению Прокурора Республики Бурятия о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта "е" ст. 86 Конституции Республики Бурятия,

установил:

Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству и не подлежащим применению пункт "е" ст. 86 Конституции Республики Бурятия в части отнесения к предмету ведения Народного Хурала Республики Бурятия установления порядка образования и деятельности внебюджетных фондов.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый пункт противоречит федеральному законодательству, в частности, статьям 7, 8, 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относящих определение порядка формирования государственных внебюджетных фондов к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. К ведению органов государственной власти субъектов РФ отнесено лишь утверждение отчетов об исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
В судебном заседании представители Прокурора Республики Бурятия - прокуроры отделов прокуратуры Республики Бурятия Ковалева Г.Н. и Болдоева Э.В., действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования.
Представитель Народного Хурала Республики Бурятия - начальник Правового управления Народного Хурала Республики Бурятия Усенов К.О., действующий на основании распоряжения Председателя Народного Хурала РБ от 30.10.2000 № 305-II, не согласился с заявленными требованиями и пояснил, что норма пункта "е" ст. 86 Конституции Республики Бурятия основана на положении подпункта "е" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающего установление порядка образования и деятельности внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации в статьях 10, 145, 149 подтверждает право субъектов Российской Федерации учреждать свои территориальные государственные внебюджетные фонды, утверждать их бюджеты и отчеты об исполнении бюджета. Кроме того, пояснил, что проверка соответствия Конституции Республики Бурятия федеральному закону может быть осуществлена только в рамках конституционного судопроизводства.
Представители Президента Республики Бурятия Коротич М.В., действующая на основании доверенности от 15.11.2000 № 101-0233, и Москвитина О.Д., действующая на основании доверенности от 07.12.2000 № 101-0254, также не согласились с заявленными требованиями, приводя аналогичные доводы о соответствии оспариваемого конституционного положения названному выше Федеральному закону. Возможность создания субъектом Российской Федерации внебюджетных фондов Бюджетным кодексом Российской Федерации не запрещается.
Выслушав пояснения представителей Прокурора Республики Бурятия, заинтересованных лиц, исследовав представленные материалы, Верховный суд Республики Бурятия находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Конституция Республики Бурятия в пункте "е" статьи 86 к ведению Народного Хурала Республики Бурятия относит установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов.
Данное положение республиканской Конституции в части отнесения к ведению Народного Хурала Республики Бурятия установления порядка образования и деятельности внебюджетных фондов противоречит статье 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относящей определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающая общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов предусматривает, что правовой статус, порядок создания и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации вопросы определения перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов относит к ведению Российской Федерации.
Ссылки представителей Президента Республики Бурятия и Народного Хурала Республики Бурятия на соответствие оспариваемой нормы пп. "е" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно ч. 2 ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Бюджетному кодексу. В случае противоречия между Бюджетным кодексом Российской Федерации и указанными нормативными правовыми актами применяется Кодекс.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 09.07.1999 № 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации", законодательные акты Российской Федерации, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень законодательных актов, признанных утратившими силу в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей Кодексу.
Несостоятельными являются и ссылки на статьи статьях 10, 145, 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Системный анализ указанных норм показывает, что они не предусматривают возможность создания субъектами Российской Федерации внебюджетных фондов.
Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливая структуру бюджетной системы Российской Федерации, указывает в составе второго уровня бюджета бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Статья 145, устанавливая порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, также указывает лишь на бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Статья 149, предусматривающая порядок рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета государственных внебюджетных фондов, содержит положения о территориальных государственных внебюджетных фондах. Статья 144 Бюджетного кодекса содержит исчерпывающий перечень государственных внебюджетных фондов, к которым отнесены Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Порядок создания названных внебюджетных фондов регулируется федеральным законодательством, противоречить которому в силу ч. 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы субъекта Российской Федерации не могут.
Доводы представителя Народного Хурала Республики Бурятия о том, что проверка соответствия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации федеральному законодательству может быть осуществлена только в рамках конституционного судопроизводства, не могут быть признаны состоятельными.
В силу статьи 125 Конституции Российской Федерации, определяющей полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, последний разрешает дела о соответствии конституций (уставов) субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации.
Проверка на соответствие федеральному законодательству конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в порядке конституционного судопроизводства, согласно названной статьи Конституции Российской Федерации, не предусматривается.
В силу статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъектов Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, нарушающие права и свободы человека и гражданина, могут быть обжалованы в судебном порядке.
При этом в Конституции Российской Федерации и названном Законе не содержится ограничений относительно права прокурора на обращение в суд общей юрисдикции с требованием о проверке соответствия федеральному закону такого правового акта (принятого законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации), как конституция или устав Российской Федерации.
В своем Постановлении от 27.04.1993 № 5 (в редакции от 25.05.2000 № 19) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что судам подведомственны дела по заявлениям прокуроров о признании противоречащими федеральным законам законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, прокурор, осуществляя надзор, вправе обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о проверке соответствия правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации федеральному закону. Поскольку Конституция Республики Бурятия принята законодательным (представительным) органом государственной власти Республики - Народным Хуралом - она относится к правовым актам, о которых идет речь в вышеназванном законе и Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Этим не затрагивается право соответствующих органов и лиц обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации на основании статьи 125 Конституции Российской Федерации с требованием о проверке конституционности Конституции Республики Бурятия.
На основании изложенного подлежат удовлетворению заявленные требования о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт "е" статьи 86 Конституции Республики Бурятия в части отнесения к предмету ведения Народного Хурала Республики Бурятия установления порядка образования и деятельности внебюджетных фондов.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2000 № 19 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" в случае удовлетворения заявления прокурора о признании противоречащим федеральному закону закона субъекта Российской Федерации в резолютивной части решения должно быть указано об этом, а также о том, что данный закон признается не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Согласно статье 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 196, 197 ГПК РСФСР, Верховный суд Республики Бурятия

решил:

Заявление Прокурора Республики Бурятия удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению пункт "е" статьи 86 Конституции Республики Бурятия в части отнесения к ведению Народного Хурала Республики Бурятия установления порядка образования и деятельности внебюджетных фондов.
Указанная норма признается не действующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня оглашения через Верховный суд Республики Бурятия.

Председательствующий
Е.А.МУРЗИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru