РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 04.05.2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "ОБ УСИЛЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЛИ НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ">
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 121, 03.07.2001
--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Народного Хурала РБ от 29.06.2001 № 799-II, признавшего Указ Президиума Верховного Совета РБ от 22.06.1993 № 1349-XII утратившим силу.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Сокольниковой Н.А., при секретаре Желаевой Ю.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Улан-Удэ 4 мая 2001 г. дело по заявлению прокурора РБ в интересах государства и общества о признании противоречащим Федеральному законодательству Указа Президиума Верховного Совета РБ "Об усилении ответственности за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности"
установил:
22 июня 1993 г. Президиумом Верховного Совета РБ принят Указ № 1349-XII "Об усилении ответственности за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности".
Обращаясь в суд, прокурор РБ просит признать названный Указ Президиума Верховного Совета РБ противоречащим Федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению. Заявление мотивировано тем, что Указ не соответствует действующему Федеральному законодательству. Так, ст. 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями осуществлять нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности в пределах их компетенции. Компетенция субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях определена ст. 5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, в соответствии с которой ведению РБ подлежат: установление административной ответственности по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы КоАП РСФСР, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями и установление правил, за нарушение которых наступает административная ответственность по отдельным статьям КоАП РСФСР. Право устанавливать административную ответственность в области пожарной безопасности в компетенцию субъекта РФ не входит.
Установленные ст. 1 Указа правонарушения подпадают под признаки правонарушений, предусмотренных ст. ст. 169, 113, 165-9, 146-5 КоАП РСФСР и дополнительного правового регулирования субъектом РФ не требуют.
Абзац 2 ст. 1 Указа устанавливает административную ответственность за выпуск пожароопасной продукции без соответствующих сертификатов либо предоставление в аренду помещений, зданий и сооружений без предварительного согласования с органами государственного пожарного надзора, за исключением случаев, предусмотренных жилищным законодательством. Однако ФЗ "О сертификации продукции и услуг" субъект РФ не наделен правом регулирования отношений в области сертификации.
Согласно ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ, республиканское законодательство не может регулировать вопросы гражданско - правового характера.
Пункт а) ст. 2 Указа, определяя компетенцию старшего государственного инспектора РФ по пожарному надзору, его заместителей, государственных инспекторов по пожарному надзору в области рассмотрения дел об административных правонарушениях и применении мер административного взыскания, расширяет пределы их компетенции, что противоречит ст. ст. 8, 204 КоАП РСФСР.
Пунктом б) ст. 2 Указа устанавливаются полномочия судьи по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 6, 7 ст. 1 Указа, что противоречит ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", согласно которой федеральные суды образуются и осуществляют свою деятельность на территории субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Конституционным законом "О судебной системе РФ", иными федеральными законами. Не предусмотрено наделение судей полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, установленных субъектами РФ и ст. 202 КоАП РСФСР, которой установлена подведомственность судам дел об административных правонарушениях.
В судебном заседании представители прокуратуры РБ Макарцева Ю.Ю., Болдоева Э.В., действующие по доверенности, заявление прокурора РБ поддержали.
Представитель Народного Хурала РБ Усенов К.О., действующий по доверенности, заявление прокурора РБ признал в полном объеме.
Выслушав представителей прокуратуры РБ, Народного Хурала РБ, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора РБ подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам (п. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
Из дела видно, что Указ Президиума Верховного Совета РБ № 1349-XII "Об усилении ответственности за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности" от 22.06.93 устанавливает административную ответственность за нарушение и невыполнение правил пожарной безопасности и определяет компетенцию органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях названной категории.
Однако в соответствии со ст. 5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, введенного в действие Постановлением Верховного Совета РСФСР от 20.06.84 ст. 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.94 установление административной ответственности в области пожарной безопасности в компетенцию субъекта РФ не входит. В связи с этим Указ Президиума Верховного Совета РБ № 1349-XII "Об усилении ответственности за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности" противоречит Кодексу РСФСР об административных правонарушениях и ФЗ "О пожарной безопасности".
Названный Указ Президиума Верховного Совета РБ в части установления административной ответственности за выпуск пожароопасной продукции без соответствующих сертификатов и предоставление в аренду помещений, зданий и сооружений без предварительного согласования с органами государственного пожарного надзора, за исключением случаев, предусмотренных жилищным законодательством, противоречит также Закону РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 и Гражданскому кодексу РФ, т.к. субъект РФ не наделен правом регулирования вопросов гражданско - правового характера и отношений в области сертификации. Согласно ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ, а отношения в области сертификации в силу ст. 2 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ.
Кроме того, Указ Президиума Верховного Совета РБ "Об усилении ответственности за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности" расширяет полномочия судей, старшего государственного инспектора РБ по пожарному надзору, его заместителей, государственных инспекторов по пожарному надзору при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, что противоречит ст. ст. 8, 204, 202 КоАП РСФСР, ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.99.
В силу изложенного, поскольку Указ Президиума Верховного Совета РБ № 1349-XII "Об усилении ответственности за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности" от 22 июня 1993 г. не соответствует федеральному законодательству, он подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
В соответствии со ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт.
Руководствуясь ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, суд
решил:
Заявление прокурора РБ удовлетворить.
Признать Указ Президиума Верховного Совета РБ № 1349-XII "Об усилении ответственности за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности" от 22 июня 1993 г. противоречащим федеральному законодательству недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.