ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 16.03.2001 № 88
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ФЕЛЬДШЕРСКИЕ ПУНКТЫ" НА 2002 - 2004 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2001 г. № 88
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ФЕЛЬДШЕРСКИЕ ПУНКТЫ" НА 2002 - 2004 ГОДЫ
Для сохранения и укрепления лечебных учреждений в сельской местности, повышения качества и эффективности первичной доврачебной помощи населению Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Фельдшерские пункты" на 2002 - 2004 годы (далее - Программа) и мероприятия по ее реализации (приложения N№ 1, 2).
2. Определить государственными заказчиками по реализации Программы Министерство здравоохранения Республики Бурятия и органы местного самоуправления районов республики.
3. Министерству здравоохранения Республики Бурятия (Бальжиров Б.Г.), Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) при разработке проектов бюджета на 2002 - 2004 годы предусматривать средства для реализации Программы и обеспечивать ее финансирование.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления районов республики предусматривать при разработке бюджетов на 2002 - 2004 годы средства для реализации мероприятий Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по социальной политике Ханхалаева Е.К.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
В.Е.ГУЛГОНОВ
Приложение № 1
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 16.03.2001 № 88
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ФЕЛЬДШЕРСКИЕ ПУНКТЫ" НА 2002 - 2004 ГОДЫ
Паспорт
Республиканской целевой программы "Фельдшерские пункты"
на 2002 - 2004 годы
-------------------------T----------------------------------------¬
¦Наименование Программы ¦Республиканская целевая программа ¦
¦ ¦"Фельдшерские пункты" на 2002 - 2004 ¦
¦ ¦годы ¦
+------------------------+----------------------------------------+
¦Основания для разработки¦Низкий уровень состояния здоровья ¦
¦Программы ¦жителей сельских районов республики; ¦
¦ ¦ухудшение материальной базы и износ ¦
¦ ¦медицинского оборудования в фельдшерских¦
¦ ¦пунктах; снижение доступности ¦
¦ ¦медицинской помощи населению сельских ¦
¦ ¦районов ¦
+------------------------+----------------------------------------+
¦Государственный заказчик¦Министерство здравоохранения Республики ¦
¦ ¦Бурятия, органы местного самоуправления ¦
¦ ¦районов Республики Бурятия ¦
+------------------------+----------------------------------------+
¦Основные разработчики ¦Министерство здравоохранения Республики ¦
¦Программы ¦Бурятия ¦
+------------------------+----------------------------------------+
¦Цели и задачи Программы ¦Сохранение доступности и повышение ¦
¦ ¦качества доврачебной медицинской помощи ¦
¦ ¦населению; укрепление материально - ¦
¦ ¦технической базы учреждений фельдшерских¦
¦ ¦пунктов; повышение квалификации ¦
¦ ¦медицинских кадров ¦
+------------------------+----------------------------------------+
¦Сроки и этапы реализации¦2002 - 2004 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+------------------------+----------------------------------------+
¦Исполнители Программы ¦Министерство здравоохранения Республики ¦
¦ ¦Бурятия, органы местного самоуправления ¦
¦ ¦районов Республики Бурятия ¦
+------------------------+----------------------------------------+
¦Объем и источники ¦Республиканский бюджет - 3642,72 тыс. ¦
¦финансирования ¦рублей; бюджет органов местного ¦
¦ ¦самоуправления - 730,8 тыс. рублей ¦
+------------------------+----------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Повышение качества и эффективности ¦
¦результаты ¦медицинской помощи, оказываемой на ¦
¦ ¦фельдшерских пунктах; улучшение работы ¦
¦ ¦по профилактике и раннему выявлению ¦
¦ ¦заболеваний; улучшение обеспеченности ¦
¦ ¦медицинским инструментарием и ¦
¦ ¦оборудованием фельдшерских пунктов ¦
L------------------------+-----------------------------------------
I. Содержание проблемы и обоснование разработки
Программы
В процессе рыночных преобразований, происходящих в последние годы, количество проблем в организации медицинской помощи селянам не уменьшилось, а напротив, прибавилось. Это прежде всего дефицит и нестабильность финансирования сельского здравоохранения, значительное ухудшение материальной базы и износ медицинского оборудования, резкое обострение медико - демографической ситуации.
Многообразие географических и экономических условий, в которых живут сельские жители, характер их расселения, труда, быта, состояние путей сообщения и транспорта обуславливают специфику оказания медицинской помощи на селе.
В настоящее время в сельской местности проживает 596700 человек, что составляет 64,5% населения республики.
Средняя плотность населения районов низкая и составляет 1,7 человек на 1 кв. км. Радиус районов колеблется от 36,4 до 208,4 км, составляя в среднем - 62,3 км.
Первичная лечебно - профилактическая помощь сельскому населению оказывается на уровне фельдшерских пунктов, которые являются наиболее массовыми доврачебными учреждениями.
В республике 352 фельдшерских и 56 фельдшерско - акушерских пунктов. В районе деятельности фельдшерских пунктов проживает 148,9 тыс. человек, что составляет 16% от числа населения республики, от сельского населения - 24%. Численность населения в районах деятельности ФП неодинаковое. В среднем один фельдшерский пункт обслуживает 408 человек.
Численность населения, обслуживаемая фельдшерами, ежегодно увеличивается, что происходит за счет перевода врачебных амбулаторий в фельдшерские пункты.
Число детей, прикрепленных к зоне обслуживания фельдшерскими пунктами, в республике составляет 38801 человек или 16,5% от всего детского населения республики и 27% от числа всего населения, обслуживаемого ФП. Из них 4653 ребенка в возрасте до одного года.
Обеспеченность медицинскими кадрами фельдшерских пунктов составляет 27,6 на 10 тыс. населения. Укомплектованность медицинским персоналом достаточная (90,7%).
Демографическая ситуация на селе за период, прошедший с начала реформ, изменилась в худшую сторону.
Таблица 1
Демографические показатели сельского населения
Республики Бурятия
Рождаемость в сельских районах традиционно выше, чем у городских жителей. Однако уровень рождаемости за период проведения реформ резко сократился.
Общая смертность селян выше аналогичного показателя у городских жителей на 9,4%, материнская смертность - на 55,8% и младенческая смертность - на 42,6%.
Общая заболеваемость населения в сельских районах за последние три года имеет тенденцию к увеличению. Так, в 1999 году она составила 78049,6 случаев против 66161,4 на 100 тыс. населения - в 1997 году.
С 1993 г. заболеваемость туберкулезом выросла в 2,5 раза. Высок процент запущенных случаев туберкулеза. Особенно высока заболеваемость туберкулезом в Иволгинском, Селенгинском, Прибайкальском районах.
Заболеваемость сифилисом увеличилась в 44 раза, наибольшее количество заболевших в Иволгинском, Тункинском, Хоринском районах. Ежегодно заболевают сифилисом свыше 2000 человек.
Показатель первичной заболеваемости психическими болезнями у жителей сельских районов увеличился на 15%, но в связи с отсутствием во многих районах специалистов психиатров и врачей - наркологов истинное число лиц, страдающих психическими расстройствами, и наркологических больных значительно выше.
С ухудшением общей социально - экономической ситуации, отсутствием рационального питания населения, особенно детей, беременных женщин, кормящих матерей, усилением стрессовых ситуаций увеличилась заболеваемость сердечно - сосудистой и мочеполовой систем.
Отсутствие внутри- и межрайонного транспортного сообщения, резкое увеличение стоимости лекарственных средств и низкая платежеспособность населения привели к ухудшению доступности медицинской помощи. В связи с этим снизилась обращаемость населения к средним медицинским работникам.
В 1999 году число посещений в зоне обслуживания фельдшерскими пунктами снизилось на 22% и составило 5,4 на 1 жителя в год (1997 г. - 6,9). Снижение обращаемости населения за медицинской помощью привело к увеличению вызовов скорой помощи.
В связи с недостаточным финансированием отрасли сельские лечебные учреждения перешли на режим оказания медицинской помощи по экстренным показаниям. Таким образом, происходит увеличение хронической патологии у населения, что поддерживает рост внезапных заболеваний, осложнений и повышение объема экстренной помощи в работе лечебных учреждений.
Низкая обеспеченность медицинским оборудованием, медикаментами и снижение обращаемости населения сказываются на качестве проводимых лечебно - профилактических и реабилитационных мероприятий и ведет к ухудшению здоровья населения.
За последние 3 года материально - техническая база учреждений сельского здравоохранения резко ухудшилась: многие ФАПы находятся в старых приспособленных помещениях и не соответствуют санитарно - гигиеническим нормативам. Более 40% приспособленных под лечебные учреждения объектов старой постройки пожароопасны, не выдерживают положенный нормативный температурный режим. Износ основных фондов с годами становится критическим, что грозит разрушениями несущих конструкций зданий. Только 19,7% (69) фельдшерских пунктов занимают типовые помещения. В большинстве районов ФП находятся в приспособленных зданиях, причем 8% ФП имеют 100% износ помещений, у 140 ФП износ составляет свыше 60%.
Из-за дефицита площадей только в 33 фельдшерских пунктах развернут, согласно нормативам, отдельный прививочный кабинет. Мебель, медицинское оборудование, инструментарий не обновляются. Отмечается недостаточная оснащенность тонометрами (56%), медицинскими весами (до 70%); ростомерами (621%), низкая оснащенность сухожаровыми шкафами (24%), холодильниками (70%). Электрокардиографические аппараты имеют только 15 ФП (7%). В некоторых ФП отсутствуют самые необходимые медикаменты и аппараты для оказания экстренной и неотложной помощи.
Обеспеченность телефонной связью фельдшерских пунктов ухудшилась, если в 1998 г. она составляла 55,2%, то в 1999 г. - 46%.
Плохая телефонизация фельдшерских пунктов не позволяет осуществлять мониторинг за беременными женщинами и детьми раннего возраста по "диспетчерскому часу".
В связи с низким финансированием отрасли фельдшерские пункты оказались в крайне тяжелых условиях и требуется целевое выделение ассигнований на укрепление материально - технической базы, улучшение оснащения медицинским оборудованием и инструментарием, приобретение твердого инвентаря, холодильников, а также улучшение телефонизации фельдшерских пунктов.
II. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является сохранение доступности и повышение качества доврачебной медицинской помощи населению.
Для достижения поставленной цели приоритетными задачами являются:
1. Профилактика и лечение заболеваний
Одной из основных задач фельдшерских пунктов является проведение профилактических мероприятий по снижению и предупреждению заболеваний.
2. Укрепление материально - технической базы учреждений
фельдшерских пунктов
Многие ФАПы находятся в старых приспособленных помещениях и не соответствуют санитарно - гигиеническим нормативам, только 19,7% (69 ФП) занимают типовые помещения.
3. Подготовка медицинских кадров
Поддержание высокого профессионального уровня, своевременное овладение новыми знаниями требуют постоянного повышения квалификации средних медицинских работников.
В Программе предусматривается периодическое усовершенствование фельдшеров на базе Республиканского учебно - методического центра Министерства здравоохранения Республики Бурятия; тиражирование медицинских стандартов оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, информационно - методического материала.
III. Механизм реализации Программы
Министерство здравоохранения и администрации органов местного самоуправления городов и районов Республики Бурятия осуществляют организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе совместных приказов с исполнителями программных мероприятий.
Государственные заказчики, с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм ее реализации и исполнителей.
IV. Основные этапы и направления
Программа "Фельдшерские пункты" рассчитана на 2002 - 2004 годы и будет реализована в 2 этапа.
На первом этапе (2002 - 2003 гг.) необходимо решить следующие задачи:
- оснащение необходимым медицинским инструментарием и оборудованием;
- совершенствование подготовки и переподготовки медицинских кадров.
На втором этапе (2003 - 2004 гг.) - укрепление материально - технической базы фельдшерских пунктов.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств республиканского и муниципальных бюджетов городов и районов республики. В качестве внебюджетных источников предусмотрены отчисления организаций различных форм собственности, заинтересованных в осуществлении Программы.
VI. Управление и контроль за ходом реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения Республики Бурятия. Министерство здравоохранения ежегодно в установленном порядке направляет информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в Министерство финансов Республики Бурятия.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Настоящая Программа позволит:
- повысить доступность, качество и эффективность первичной доврачебной медицинской помощи населению;
- улучшить работу по профилактике и раннему выявлению заболеваний;
- улучшить обеспеченность медицинским инструментарием и оборудованием фельдшерских пунктов.
Приложение № 2
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 16.03.2001 № 88
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ФЕЛЬДШЕРСКИЕ ПУНКТЫ" НА 2002 - 2004 ГОДЫ