Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 29.01.2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ПУНКТОВ 14, 18 РАЗДЕЛА 3 ПОЛОЖЕНИЯ О БУРЯТСКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ФОНДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 54, 23.03.2001






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

29 января 2001 г. Судья Верховного Суда Республики Бурятия Шагдарова Т.А., при секретаре Шомоевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ дело по заявлению Прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 14, 18 раздела 3 Положения о Бурятском территориальном фонде обязательного медицинского страхования,

установил:

Обращаясь в суд, прокурор Республики Бурятия просит признать противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 14, 18 раздела 3 Положения о Бурятском территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 20.05.1996 № 326-I, ссылаясь на то обстоятельство, что деятельность территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-I, пунктами 14, 18 раздела 3 Положения Бурятский фонд обязательного медицинского страхования необоснованно наделен полномочиями, не входящими в компетенцию территориального фонда, которая определена разделом 3 Федерального Положения.
Так, пунктом 14 раздела 3 республиканского Положения предусмотрено участие фонда в развитии материально - технической базы учреждений здравоохранения, совершенствовании лекарственного обеспечения и приобретении медицинского оборудования, тогда как на основании ст. 12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" источником финансирования материальной базы учреждений здравоохранения определены средства Государственной и Муниципальной системы здравоохранения.
Кроме того, как указывает прокурор, в соответствии с пунктом 18 раздела 3 республиканского Положения Бурятскому территориальному фонду предоставлено право осуществления в отсутствие страховщика обязательного медицинского страхования граждан, тогда как в соответствии с Федеральным законодательством, Фонд обязательного медицинского страхования не является субъектом медицинского страхования.
В судебном заседании представители Прокуратуры Республики Бурятия Абросова О.С. и Болдоева Э.В. (по доверенности) требования заявления поддержали в полном объеме, ссылаясь на основания, указанные в заявлении.
Представитель Народного Хурала Республики Бурятия Усенов К.О. (по распоряжению) в судебном заседании 9 и 15 января 2001 г. признал обоснованным требование прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству п. 18 раздела 3 Положения о Бурятском территориальном фонде обязательного медицинского страхования, пункт 14 - в части, полагая, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования вправе участвовать в совершенствовании лекарственного обеспечения, т.к. он совместно с Министерством здравоохранения республики может финансировать бесплатное и льготное обеспечение лекарственными средствами.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованной стороны Бурятский территориальный фонд обязательного медицинского страхования в лице его исполнительного директора Логиной О.В. высказал позицию, аналогичную с позицией Народного Хурала Республики Бурятия. Кроме того, в судебном заседании 9 и 15 января 2001 г. Логина О.В. суду пояснила, что территориальный фонд вправе участвовать в совершенствовании лекарственного обеспечения через медицинские услуги, участие фонда в этом вопросе позволяет значительно удешевить (до 30 процентов) лекарственные средства, закупаемые в централизованном порядке.
Суд, выслушав представителей заявителя, заинтересованных сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, находит законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление прокурора Республики Бурятия в следующей части.
В соответствии со ст. 134, 165 ГПК РСФСР истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований или отказаться от иска. Ответчик вправе признать иск.
Требования прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 14, 18 (14 - в части) раздела 3 Положения о Бурятском территориальном фонде обязательного медицинского страхования, предусматривающих наделение фонда полномочиями, не предусмотренными федеральным Положением, таких как право осуществления фондом в отсутствии страховщика обязательного медицинского страхования граждан, участие фонда в развитии материально - технической базы учреждений здравоохранения и приобретении медицинского оборудования, признаны обоснованными заинтересованной стороной.
Суд принимает признание требований, содержащихся в заявлении прокурора, заинтересованной стороной, поскольку эти действия не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые Законом интересы других лиц.
Кроме того, на основании ст. 12 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 02.04.1993 (с изм. и дополн.) источниками финансирования материальной базы учреждений здравоохранения определены средства Государственной и Муниципальной системы здравоохранения, финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
На этом основании можно сделать вывод о том, что средства фондов обязательного медицинского страхования не могут являться источниками финансирования материальной базы лечебных учреждений.
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона, Фонд обязательного медицинского страхования не является субъектом медицинского страхования, поэтому не может осуществлять в отсутствии страховщика обязательное медицинское страхование граждан.
Суд считает возможным согласиться с доводом представителя Народного Хурала Республики Бурятия об отклонении требования прокурора по п. 14 раздела 3 Положения в части наделения территориального фонда обязательного медицинского страхования функцией участвовать в совершенствовании лекарственного обеспечения.
В силу п. 2.1.1 Примерного перечня учреждений здравоохранения, видов медицинской помощи и других мероприятий, финансируемых за счет средств бюджетов Государственной, Муниципальной системы здравоохранения, являющегося приложением к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 19.08.1993 № 03-01, территориальные фонды обязательного медицинского страхования совместно с органами управления здравоохранения в объемах, взаимно согласованных, смешанно финансируют бесплатное и льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан по перечням, утвержденным в установленном порядке.
Данный нормативно - правовой акт до настоящего времени не отменен, является действующим, что позволяет сделать вывод о том, что Бурятский территориальный фонд обязательного медицинского страхования может участвовать в совершенствовании лекарственного обеспечения.
К тому же сам этот термин - участие в совершенствовании лекарственного обеспечения - в большей степени предполагает участие в организационных мероприятиях, чем непосредственное финансирование лекарственного обеспечения, в Федеральном законодательстве нет нормативно - правового акта, запрещающего территориальному фонду обязательного медицинского страхования осуществлять указанные мероприятия.
На этом основании требование прокурора Республики Бурятия в этой части не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление Прокурора Республики Бурятия удовлетворить частично.
Признать пункты 14, 18 раздела 3 Положения о Бурятском территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 20.06.1996 № 326-I в части наделения территориального фонда функцией участвовать в развитии материально - технической базы учреждений здравоохранения и приобретении медицинского оборудования противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья
Т.А.ШАГДАРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru