Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 06.03.2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ И НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЮ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 78 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Верховный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Мурзиной Е.А. (единолично),
при секретаре Желаевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Улан-Удэ 6 марта 2001 г. дело по заявлению Прокурора Республики Бурятия о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению части 1 статьи 78 Конституции Республики Бурятия,

установил:

Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству части 1 ст. 78 Конституции Республики Бурятия, согласно которой во всех случаях, когда Президент Республики Бурятия не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Народного Хурала Республики Бурятия.
В обоснование своих доводов прокурор сослался на то, что оспариваемое положение противоречит п. 1 ст. 1, п. 8 ст. 19, п. 1 ст. 23 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", конституционному принципу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
В судебном заседании представители Прокурора Республики Бурятия - прокуроры отделов прокуратуры Республики Бурятия Бухаева В.И. и Григорьева Н.Н., действующие на основании постоянных доверенностей, поддержали заявленные требования, приводя доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Президента Республики Бурятия Магомедова М.А., действующая на основании Генеральной доверенности от 15.11.2000 № 101-0236, признала доводы заявления в полном объеме.
Представители Народного Хурала Республики Бурятия - Усенов К.О., действующий на основании распоряжения Председателя Народного Хурала Республики Бурятия от 30.10.2000 № 305-II, и Дандарон Б.Г., действующая на основании распоряжения Председателя Народного Хурала Республики Бурятия от 07.02.2001 № 355-II, не согласились с доводами заявления и просили в удовлетворении требований отказать. Полагают, что принцип разделения властей не нарушается, поскольку в соответствии со ст. 5-1 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" при выполнении обязанностей Президента Республики Бурятия Председателем Народного Хурала Республики Бурятия последний подлежит освобождению от своих полномочий Председателя Народного Хурала.
Выслушав доводы представителей прокурора Народного Хурала Республики Бурятия и Президента Республики Бурятия, исследовав материалы дела и положения законодательства, суд находит, что заявленные требования о признании противоречащей федеральному законодательству части 1 статьи 78 Конституции Республики Бурятия не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" в пункте 8 статьи 19 предусмотрено, что во всех случаях, когда высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации.
Из этого следует, что вопрос о должностном лице, временно исполняющем обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, относится к ведению самого субъекта Российской Федерации.
Конституция Республики Бурятия в части 1 статьи 78 закрепила, что во всех случаях, когда Президент Республики Бурятия не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Народного Хурала Республики Бурятия.
Закон Республики Бурятия "О Президенте Республики Бурятия" в статье 12 уточняет, что в указанных случаях Председатель Народного Хурала Республики Бурятия временно исполняет обязанности Президента Республики Бурятия как главы государства. Обязанности же Президента Республики Бурятия как Председателя Правительства Республики Бурятия, поскольку Президент Республики Бурятия одновременно является и Председателем Правительства Республики Бурятия, временно исполняет Первый заместитель или один из заместителей Председателя Правительства Республики Бурятия.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.01.2001 № 2-О "По запросу Президента Республики Бурятия о проверке конституционности отдельных положений статей 74, 78, 86 и 93 Конституции Республики Бурятия" указал, что само по себе возложение временного исполнения обязанностей Президента Республики Бурятия на Председателя Народного Хурала не означает нарушение принципа разделения государственной власти и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти постольку, поскольку не влечет совмещения должностей Председателя Народного Хурала и Президента и не предполагает одновременного осуществления одним лицом полномочий Президента и Председателя Народного Хурала.
Из указанного принципа также вытекает, что недопустим и какой-либо контроль со стороны Народного Хурала за деятельностью Председателя Народного Хурала по осуществлению им должностных обязанностей Президента, кроме предусмотренного федеральными законами и Конституцией Республики Бурятия контроля законодательного (представительного) органа за деятельностью Президента как высшего должностного лица Республики Бурятия. В частности, Народный Хурал не наделен правом отзывать Председателя Народного Хурала с должности в период осуществления им должностных обязанностей Президента, заменяя тем самым по своему усмотрению временно осуществляющее полномочия Президента лицо. Гарантией самостоятельности органов законодательной и исполнительной власти Республики Бурятия является также приостановление осуществления лицом, занимающим должность Председателя Народного Хурала, соответствующих полномочий в период осуществления им должностных обязанностей Президента.
Согласно пункта 9 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации для временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации могут быть установлены ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах положение части 1 статьи 78 Конституции Республики Бурятия о возложении временного исполнения обязанностей Президента Республики Бурятия на Председателя Народного Хурала не вступает в противоречие с федеральным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 197, 203 ГПК РСФСР, Верховный суд Республики Бурятия

решил:

Отказать в удовлетворении заявления Прокурора Республики Бурятия о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению части 1 статьи 78 Конституции Республики Бурятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-суточный срок с момента получения решения.

Председательствующий
Е.А.МУРЗИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru