Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 15.03.2001
"ПО ДЕЛУ О РАЗРЕШЕНИИ СПОРА МЕЖДУ ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И НАРОДНЫМ ХУРАЛОМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В СВЯЗИ С ИЗДАНИЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О НАЗНАЧЕНИИ ОТЧЕТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 54, 23.03.2001
"Собрание законодательства Республики Бурятия", № 4 - 5, 2001


Вступил в силу с 15 марта 2001 года (пункт 3 данного документа).



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2001 года

ПО ДЕЛУ О РАЗРЕШЕНИИ СПОРА МЕЖДУ ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ
БУРЯТИЯ И НАРОДНЫМ ХУРАЛОМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В СВЯЗИ С
ИЗДАНИЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ
БУРЯТИЯ "О НАЗНАЧЕНИИ ОТЧЕТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
БУРЯТИЯ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"

Конституционный Суд Республики Бурятия в составе Председателя К.А.Будаева, судей А.Д.Улымжиева, Г.В.Егоровой,
с участием Полномочного представителя Президента Республики Бурятия в Народном Хурале и Конституционном Суде Республики Бурятия М.А.Магомедовой, представителя Народного Хурала Республики Бурятия - начальника Правового управления Народного Хурала К.О.Усенова,
руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, пунктом "а" части 2 статьи 3 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (в редакции от 19 апреля 2000 года),
рассмотрел в открытом заседании дело по спору о компетенции Народного Хурала Республики Бурятия при издании им Постановления "О назначении отчета Правительства Республики Бурятия о ходе реализации республиканской программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия".
Заслушав сообщение судьи - докладчика Г.В.Егоровой, объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия

установил:

I. В ходатайстве Президента Республики Бурятия оспаривается компетенция Народного Хурала Республики Бурятия при издании Постановления от 3 апреля 2000 года № 363-II "О назначении отчета Правительства Республики Бурятия о ходе реализации республиканской программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия", опубликованного в газете "Бурятия" № 69 от 13 апреля 2000 года.
Постановление гласит:
"1. Назначить отчет Правительства Республики Бурятия о ходе реализации республиканской программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия на десятую сессию Народного Хурала Республики Бурятия.
2. Рекомендовать Правительству Республики Бурятия:
а) отразить в отчете следующие вопросы:
итоги выполнения республиканской программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия;
состояние и перспективы развития жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия;
финансирование жилищно - коммунального хозяйства за период реформ (1997 - 2000 гг.);
б) представить справку о ходе реализации республиканской программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия.
3. На заслушивание отчета пригласить Президента Республики Бурятия, членов Правительства Республики Бурятия, глав муниципальных образований в Республике Бурятия.
4. Направить настоящее Постановление Президенту - Председателю Правительства Республики Бурятия, членам Правительства Республики Бурятия, главам муниципальных образований в Республике Бурятия.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия".
Президент Республики Бурятия считает издание данного Постановления нарушением установленного Конституцией Республики Бурятия разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Бурятия.
II. Президентом Российской Федерации 27 мая 1997 года за № 528 был издан Указ "О дополнительных мерах по реформированию жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации". Статьей 3 данного Указа рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать при осуществлении реформы жилищно - коммунального хозяйства опыт ее проведения в регионах Российской Федерации, в том числе в г. Москве. Во исполнение данного Указа Президентом Республики Бурятия был издан Указ "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Республике Бурятия" от 13 октября 1997 года № 235, которым утверждена концепция реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия и республиканская программа реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия.
III. Согласно пункту "г" части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение законом программ социально - экономического развития субъекта Российской Федерации, представляемых законодательному органу высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В соответствии с пунктом "г" статьи 86 Конституции Республики Бурятия к ведению Народного Хурала Республики Бурятия относится утверждение государственных программ социально - экономического развития Республики Бурятия и отчетов об их исполнении.
Согласно пункту 8 статьи 4 Закона Республики Бурятия "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Республики Бурятия" от 2 апреля 1996 года № 284-I в программе социально - экономического развития Республики Бурятия на среднесрочную перспективу должны быть отражены:
оценка итогов социально - экономического развития Республики Бурятия за предыдущий период и характеристика состояния экономики Республики Бурятия;
концепция программы социально - экономического развития Республики Бурятия на среднесрочную перспективу;
макроэкономическая политика;
институциональные преобразования;
инвестиционная и структурная политика;
промышленная и аграрная политика;
экологическая политика;
социальная политика;
региональная политика;
внешнеэкономическая политика.
Таким образом, программа социально - экономического развития Республики Бурятия должна быть разработана Правительством Республики Бурятия, отвечать требованиям Закона Республики Бурятия от 2 апреля 1996 года № 284-I, а также должна быть представлена Президентом Республики Бурятия в Народный Хурал Республики Бурятия и утверждена Законом Республики Бурятия.
IV. Поскольку Программа реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия не является программой социально - экономического развития Республики Бурятия, она в соответствии с действующим федеральным и республиканским законодательством не была внесена Президентом Республики Бурятия на утверждение в Народный Хурал Республики Бурятия.
Конституцией и законами Республики Бурятия на Правительство Республики Бурятия не возложена обязанность отчитываться перед Народным Хуралом по программам реформирования или развития отдельных отраслей экономики. Издавая Постановление "О назначении отчета Правительства Республики Бурятия о ходе реализации республиканской программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия", Народный Хурал Республики Бурятия вышел за пределы своих полномочий, тем самым нарушил разграничение компетенции между органами государственной власти.
V. Вопрос о возможности и пределах подотчетности высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации его законодательному (представительному) органу рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации. В постановлениях от 18 января 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края, от 1 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Читинской области и от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области положения данных уставов о предоставлении законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации докладов, посланий и других сообщений, имеющих информационный характер, признаны соответствующими Конституции Российской Федерации постольку, поскольку ими не устанавливается общая подотчетность исполнительной власти по всем вопросам ее компетенции власти законодательной. Сама по себе обязанность исполнительной власти отчитываться в установленном порядке вытекает из природы исполнительной власти, как власти, исполняющей закон, что объясняет необходимость соответствующего парламентского контроля за исполнением законов.
Из указанных постановлений Конституционного Суда Российской Федерации вытекает, что Постановлением Народного Хурала нельзя расширять полномочия Народного Хурала, в том числе в определении форм и методов осуществляемого им контроля, что создает возможность фактического превращения Правительства из самостоятельного исполнительного органа государственной власти в подотчетный орган Народного Хурала. Это несовместимо с принципом разделения властей и принципом самостоятельности органов законодательной и исполнительной власти, закрепленными в статье 5 Конституции Республики Бурятия.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 64, 65, 66, 83 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия

постановил:

1. Признать издание Народным Хуралом Республики Бурятия Постановления "О назначении отчета Правительства Республики Бурятия о ходе реализации республиканской программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия" от 3 апреля 2000 года № 363-II нарушением установленных Конституцией Республики Бурятия принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между ними.
2. Согласно части 5 статьи 100 Конституции Республики Бурятия Постановление Народного Хурала Республики Бурятия "О назначении отчета Правительства Республики Бурятия о ходе реализации республиканской программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия" утрачивает силу.
3. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после провозглашения.
4. Согласно части 1 статьи 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Бурятия" и "Буряад Унэн", "Собрании законодательства Республики Бурятия".

Конституционный Суд
Республики Бурятия


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru