Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации г. Улан-Удэ от 04.04.2001 № 137
"О КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. УЛАН-УДЭ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АДМИНИСТРАЦИЯ Г. УЛАН-УДЭ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2001 г. № 137

О КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. УЛАН-УДЭ
НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

Рассмотрев на заседании коллегии Администрации города проект Концепции охраны здоровья населения г. Улан-Удэ на период до 2005 года, разработанный Комитетом по социальным вопросам Администрации г. Улан-Удэ совместно с Центром Госсанэпиднадзора в Республике Бурятия, Комитетом природных ресурсов Республики Бурятия, городскими Управлениями здравоохранения, образования и культуры на основе Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 № 1202-р, постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию охраны здоровья населения г. Улан-Удэ на период до 2005 года.
2. Комитетам, управлениям и отделам Администрации г. Улан-Удэ, районным администрациям г. Улан-Удэ, руководствуясь положениями данной Концепции, в срок до 20 апреля 2001 года разработать планы первоочередных мероприятий по охране здоровья жителей г. Улан-Удэ на 2001 год.
3. Комитету по социальным вопросам (Качин Л.А.) представить сводный План первоочередных мероприятий по охране здоровья жителей г. Улан-Удэ на 2001 год на коллегию Администрации г. Улан-Удэ в мае 2001 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра по социальной сфере Прокопьева В.Б.

Мэр г. Улан-Удэ
Г.А.АЙДАЕВ





КОНЦЕПЦИЯ
ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. УЛАН-УДЭ
НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

Охрана здоровья населения г. Улан-Удэ является одним из приоритетных направлений социальной политики Администрации города в период реформирования экономики и социальной сферы.
Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно - эпидемиологического, экологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

1. Характеристика состояния здоровья жителей г. Улан-Удэ

За последние годы показатели смертности населения г. Улан-Удэ превышают рождаемость в 1,2 раза, что обуславливает естественную убыль населения города. На протяжении периода с 1991 года численные потери за счет отрицательного естественного прироста и низкой рождаемости составили 3,5%. Всего за последние 10 лет численность населения города уменьшилась на 11840 человек.
Основными причинами смерти являются болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления и травмы, онкологические заболевания. Крайне неблагоприятным является увеличивающийся уровень преждевременной смертности населения: каждый второй житель города (из числа умерших) умирает в трудоспособном возрасте. За 1994 - 2000 годы этот показатель вырос в 1,4 раза (с 5,2 до 7,6).
Смертность мужчин значительно выше смертности женщин, в том числе от ишемической болезни сердца в 1,3 раза, от несчастных случаев и травм в 3 раза, от суицидных состояний в 4 раза.
Остается высоким и не снижается уровень материнской смертности: 73,2 на 100 тыс. родившихся - в 1,6 раза выше, чем в Российской Федерации.
Низкий уровень репродуктивного здоровья женщин является основной причиной детской смертности.
Низкая рождаемость и высокий уровень преждевременной смертности дает на перспективу высокий процент старения населения. Сегодня каждый пятый житель города является пенсионером.
Вклад заболеваемости населения в г. Улан-Удэ в заболеваемость всего населения республики составляет 45%. В течение последнего десятилетия в г. Улан-Удэ отмечается выраженная тенденция роста показателей заболеваемости почти по всем классам болезней: злокачественные новообразования - в 1,3 раза, болезни органов кровообращения - в 2 раза, психических расстройств - в 4 раза, болезней органов пищеварения - в 4 раза, болезней эндокринной системы - в 8,5 раз, инфекционные заболевания - в 3,6 раза и т.д.
Серьезной проблемой стали социально обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем.
Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения города, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части горожан, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно - гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Остро стоит проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70 процентов. Увеличивается удельный вес курящих подростков.
Показатель потребления населением города алкогольных напитков очень высок и продолжается его рост. Так, если в 1994 году он был равен 7,16 л абсолютного алкоголя в год на душу населения, то по итогам 1999 года он составил 20 литров (в РФ - 14 л). За последние 5 лет заболеваемость алкогольными психозами в г. Улан-Удэ выросла в 1,7 раза и составила в 1999 году 88,0 на 100 тыс. населения (в РФ - 52,9). В 1996 году в г. Улан-Удэ впервые зарегистрирован случай детского хронического алкоголизма, с тех пор заболеваемость растет: в 1999 году - уже 17 случаев.
Распространение злоупотребления наркотиками приобрело характер эпидемии. За последние 5 лет заболеваемость наркоманией возросла в 2,7 раза и составила 80,3 на 100 тыс. населения (в РФ - 35,4). Число диагностированных наркоманией подростков возросло за тот же период в 11 раз.
Улан-Удэ относится к наиболее экологически загрязненным городам России. В зависимости от плотности населения и особенностей пространственного распределения примесей загрязняющих веществ в атмосфере на территории города наиболее высокому риску подвержены жители Октябрьского района - в 1,5 раза выше, чем в Советском и в 1,3 раза выше, чем в Железнодорожном районах. На территории каждого района также можно выделить микрорайоны с высоким риском для здоровья: это п. Лазо, п. Кирзавода, микрорайон, прилегающий к ТСК, пп. мелькомбината и мясокомбината, 40-е кварталы, микрорайон ЛВРЗ, центр Железнодорожного района.
Из всех стационарных источников, загрязняющих атмосферу города, в формировании риска для здоровья населения от воздействия основных примесей ведущая роль принадлежит 11 предприятиям. Это ТЭЦ-1 (вклад в суммарный риск составляет 53 - 58%), завод ЛВРЗ (15 - 16%), з-д "Электромашина" (2,8 - 4,9%), "Полистройдеталь" (2,9 - 3,9%), "Бурятмясопром" (1,9 - 3,4%) и др.
Анализ численности населения показывает, что 1/3 населения города (105 тыс. чел.) проживает в условиях наиболее высокого риска заболеваемости и смертности от воздействия загрязненного атмосферного воздуха, и около 46% (146 тыс. чел.) - в условиях повышенного риска.
Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности в сложившихся условиях формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно - гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально - экономический эффект.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности среди населения исключительно высока.
Следует отметить, что в городе уже принят ряд правовых актов в области охраны здоровья его жителей. К ним относятся:
- Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 30.10.2000 № 468 "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом";
- Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 28.03.97 № 74 "Неотложные меры по борьбе с венерическими заболеваниями";
- Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 27.10.97 № 457 "Антиспид";
- Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 18.04.2000 № 186 "Профилактика вирусных гепатитов".
Кроме того, в городе проводятся комплексные мероприятия по выполнению федеральных и республиканских целевых программ по снижению заболеваемости сахарным диабетом, по безопасному материнству, по обеспечению детей раннего возраста продуктами питания и другим направлениям сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний населения г. Улан-Удэ.
Настоящая концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области охраны здоровья населения, предусматривающих объединение усилий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан.

2. Цель и задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является стабилизация показателей здоровья населения города Улан-Удэ путем реализации мероприятий, направленных на минимизацию факторов окружающей среды и, в том числе, образа жизни, негативно влияющих на здоровье.
Основными задачами в области охраны здоровья являются улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи, реализация Федеральных, Республиканских и муниципальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека. Для их реализации первоочередными мерами являются:
- обеспечение межведомственного и многоуровнего подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
- создание постоянно действующей информационно - пропагандистской системы, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний;
- создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом;
- обеспечение населения качественной бесплатной медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий;
- создание при Администрации г. Улан-Удэ системы социально - гигиенического мониторинга - государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно - следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека - как основного инструмента формирования эффективной системы управления вопросами охраны здоровья населения.

3. Основные принципы реализации Концепции

В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:
- сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в группах населения высокого риска, прежде всего среди детей и женщин детородного возраста;
- консолидация действий органов исполнительной власти, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;
- многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения города, так и специфических отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
- использование результатов научных исследований и опыта работы специалистов различных направлений при разработке и реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов риска, оказывающих негативное воздействие на здоровье населения города и отдельных его групп;
- использование опыта международного и межрегионального сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем сохранения и укрепления здоровья населения города, профилактики заболеваний, повышения качества физкультурно - оздоровительной работы.
При этом наиболее актуальными являются меры, направленные на коррекцию факторов риска, связанных с образом жизни, которые обусловливают высокую смертность от сердечно - сосудистых заболеваний, внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы), а также от инфекций.
Для этого необходимо:
- уменьшение уровня психо - социального стресса, повышение качества жизни семьи;
- улучшение структуры и качества питания населения;
- значительное снижение распространенности потребления табачных изделий;
- повышение доступности физической культуры, туризма и спорта для большинства населения;
- значительное снижение потребления алкоголя;
- профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
- снижение распространенности социально обусловленных заболеваний (туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, в том числе передающихся половым путем);
- улучшение качества окружающей среды, прежде всего атмосферного воздуха;
- совершенствование системы медицинского и социального страхования;
- обеспечение гарантированного права граждан на получение необходимой медицинской, в том числе лекарственной помощи;
- обеспечение иммунизации населения;
- обеспечение безопасных условий труда.

4. Основные направления деятельности в области охраны
здоровья населения

Политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по трем направлениям:
1. формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и поддержка их стремления к таким изменениям, в том числе путем повышения их медико - гигиенических знаний;
2. создание соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни;
3. создание условий, способствующих улучшению качества жизни и укреплению здоровья жителей города.
Основными направлениями в реализации этой политики являются совершенствование нормативной базы и определение приоритетов профилактической деятельности. Расходы на здравоохранение и физическую культуру должны постепенно увеличиваться.
В нормативных актах органов местного самоуправления должно также предусматриваться создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.
Необходимо совершенствование нормативной базы в области охраны труда, окружающей среды, создания условий для занятий физкультурой и повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий.
Должны найти отражение в законодательной базе вопросы защиты семьи, и прежде всего женщин и детей, а также людей преклонного возраста.
Необходимо проводить мероприятия по защите населения от вредного воздействия факторов среды обитания в г. Улан-Удэ (озеленение и очистка городских улиц, снижение выбросов в атмосферу предприятиями, котельными и автотранспортом и другие).
Назрела необходимость организационных преобразований в системе здравоохранения и изменении функций ряда медицинских служб с целью уделить больше внимания проведению предупредительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний.
В сложившихся социально - экономических условиях произошли негативные изменения в состоянии здоровья работающего населения. Ухудшились условия труда и отдыха.
С учетом этого необходимо осуществить следующие мероприятия:
- проведение мониторинга условий труда и состояния здоровья работающих, создание на этой основе базы данных профессиональных заболеваний, выделение групп повышенного риска;
- уточнение критериев оценки риска нарушения здоровья работников вследствие воздействия факторов производственной среды в целях осуществления мероприятий по улучшению условий труда, снижению профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
- совершенствование системы медико - социальной и трудовой реабилитации с целью рационального решения вопросов трудоспособности.
Крайне актуальным является улучшение жизни семьи и повышение ее роли в сохранении здоровья.
Проблема улучшения качества жизни семьи должна быть одной из приоритетных в деятельности органов местного самоуправления, она должна решаться прежде всего в рамках реализации программ формирования здорового образа жизни с привлечением общественных организаций.

5. Механизм реализации Концепции охраны здоровья
населения

В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных и межведомственных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
В реализации комплексных мер, направленных на охрану здоровья населения, особую роль должны играть средства массовой информации.
Обучение населения здоровому образу жизни должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения города Улан-Удэ.
Многие проблемы, связанные с охраной здоровья населения, следует решать такими доступными средствами, как:
- проведение оздоровительных мероприятий и занятий по самообследованию и самопомощи в условиях оздоровительных центров;
- проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи о вреде курения, употребления спиртных напитков, наркотических средств;
- при учреждениях культуры, образования, на предприятиях - организация семинаров и других форм работы по ознакомлению населения города с национальными традициями народов, населяющих город и Республику Бурятия, в вопросах полового воспитания молодежи, сохранения окружающей среды, норм поведения в быту и общественных местах;
- введение в воспитательные и образовательные программы основ безопасности жизнедеятельности, профилактики заболеваний, а также совершенствование методик по проведению занятий физической культурой и спортом в ДОУ, школах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- обучение водителей транспортных средств и сотрудников инспекций приемам оказания первой доврачебной помощи.
Эта стратегия требует изменения структуры учреждений здравоохранения, образования, культуры и развития сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов.
Амбулаторное звено здравоохранения должно играть ведущую роль в выявлении лиц с высоким риском развития заболеваний.
Большое значение в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, профилактики имеет качество профессиональной подготовки участвующих в этой работе специалистов медицинского и немедицинского профиля.
Важным условием реализации Концепции является совершенствование информационной системы в сфере охраны здоровья населения города.
Информацию о состоянии здоровья населения необходимо использовать для его просвещения и санитарной пропаганды с целью повышения мотивации к здоровому образу жизни и охране окружающей среды. Следует развивать систему социально - гигиенического мониторинга для определения причинно - следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
При составлении программы охраны здоровья необходимо шире использовать достижения науки. При обосновании групп риска среди населения, выбора приоритетных профилактических мероприятий и оценки их экономической эффективности использовать уже существующую стандартную международную методологию оценки риска.
Одним из приоритетных направлений при финансировании мероприятий по охране здоровья населения должна стать профилактика заболеваний с постепенным увеличением доли расходов на профилактические мероприятия в бюджете города.
Финансовые затраты на осуществление профилактических программ несравненно ниже затрат на совершенствование лечебной помощи и лекарственного обеспечения, социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов.
Источниками финансирования профилактических мероприятий являются средства бюджетов всех уровней, медицинского и социального страхования, предприятий, учреждений и организаций, личные средства граждан и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Целесообразно предусмотреть возможность использования части средств, получаемых от налогообложения производства и продажи табака и алкоголя, а также от взимания штрафов за нарушение законодательства об охране здоровья населения, для финансирования мероприятий по вопросам охраны здоровья населения, прежде всего направленных на профилактику курения, алкоголизма, наркомании.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru