Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 20.12.2000
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ">

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 5, 11.01.2001


--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 10.06.2003 № 325-III, признавшего Закон Республики Бурятия от 14.03.1994 № 424-XII утратившим силу.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Верховный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего Мурзиной Е.А. (единолично),
при секретаре Трифоновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов "е", "и", "к" статьи 2, пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 29, пункта 1 статьи 32 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия",

установил:

Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Бурятия от 14.02.1994 № 424-XII "О выборах Президента Республики Бурятия" (действует в новой редакции Закона Республики Бурятия от 04.03.1998 № 659-I "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия", опубликованный в газете "Бурятия" № 43 от 7 марта 1998 г.).
В обоснование своих доводов Прокурор Республики Бурятия ссылается на следующие обстоятельства:
1) статья 2 Закона Республики Бурятия, закрепляющая основные термины, используемые в данном Законе: "избиратель" (пункт "е"), "избирательное право активное" (пункт "и"), "избирательное право пассивное" (пункт "к") противоречит статье 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
2) пункт 1 статьи 4 оспариваемого Закона, устанавливающий требования к кандидату в Президенты Республики Бурятия, противоречит части 2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
3) пункт 1 статьи 29 Закона Республики Бурятия, предусматривающий принадлежность права выдвижения кандидата в Президенты Республики Бурятия по избирательному округу гражданину, гражданам Республики Бурятия, обладающим активным избирательным правом на территории данного избирательного округа, противоречит ч. 1 ст. 28, п. 8 и 14 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
4) пункт 1 статьи 32 Закона Республики Бурятия противоречит ч. 1 ст. 32 названного Федерального закона.
В судебном заседании представители Прокурора Республики Бурятия уточнили изложенные в заявлении требования. В частности, просили признать противоречащими федеральному законодательству пункт "е" ст. 2 в части указания на гражданство Республики Бурятия и постоянного или преимущественного проживания на территории Республики Бурятия, пункты "и", "к" данной статьи в части указания на гражданство Республики Бурятия, пункт 1 статьи 32 - в части обязанности кандидата представить декларацию о доходах за последние два года, предшествующих году выборов. В остальной части поддержали изложенные в заявлении требования в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц: Народного Хурала Республики Бурятия - Усенов К.О., действующий на основании распоряжения Председателя Народного Хурала Республики Бурятия от 30.10.2000 № 305-II; и Президента Республики Бурятия - Халтакшинова В.В., действующая на основании постоянной доверенности от 14.12.2000 № 101-0265, уточненные требования Прокурора Республики Бурятия признали в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и положения законодательства, Верховный суд Республики Бурятия находит заявление Прокурора Республики Бурятия подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пункты "е", "и", "к" статьи 2 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" в закрепляемых терминах "избиратель", "избирательное право активное", "избирательное право пассивное", содержат указание на гражданство Республики Бурятия, а пункт "е" кроме того, на постоянное или преимущественное проживание на территории Республики Бурятия.
Однако, Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ (в ред. от 30.03.1999 № 55-ФЗ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в статье 2, закрепляющей основные термины, используемые в данном Законе, в характеристике терминов "избиратель", "избирательное право активное", "избирательное право пассивное" содержит указание только на наличие гражданства Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 (в ред. Закона РФ от 17.06.1993 № 5206-1, ФЗ от 06.02.1995 № 13-ФЗ) "О гражданстве Российской Федерации" в части 3 закрепляет, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. В статье 22 названного Закона указано, что прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республики.
При таких обстоятельствах указание в оспариваемых нормах на гражданство Республики Бурятия и постоянное или преимущественное проживание на территории Республики Бурятия противоречит федеральному законодательству, ограничивая избирательные права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 4 Закона Республики Бурятия, предусматривает, что Президентом Республики Бурятия может быть избран гражданин Российской Федерации, Республики Бурятия, проживающий на территории Республики Бурятия не менее 10 лет, в том числе на момент выборов не менее 3 лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Бурятия.
Часть 1 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации пассивным избирательным правом.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации может быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств. Ограничения пассивного избирательного права законами субъектов Российской Федерации данным федеральным законом допускается только в отношении возрастного ценза.
Вопреки изложенным выше требованиям федерального законодательства пункт 1 статьи 4 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" предусматривает ограничения пассивного избирательного права для кандидата в Президенты Республики Бурятия требованием наличия гражданства Республики Бурятия, срока проживания и владения государственными языками республики, тем самым допуская нарушение равенства избирательных прав граждан - конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти.
С учетом изложенного пункт 1 статьи 4 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
Пункт 1 статьи 29 Закона Республики Бурятия предусматривает принадлежность права выдвижения кандидата в Президенты Республики Бурятия по избирательному округу гражданину, гражданам Республики Бурятия, обладающим активным избирательным правом на территории данного избирательного округа.
Однако, пункт 8 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. При этом, как указано в пункте 14 этой статьи, избирательные права граждан - это конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов) и других избирательных действиях. Кроме того, ч. 1 ст. 28 названного Закона устанавливает, что кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа, а также в порядке самовыдвижения, избирательными объединениями и избирательными блоками.
Таким образом, в нарушение требований федерального законодательства оспариваемая норма ограничивает избирательные права граждан Российской Федерации в связи с чем подлежит признанию противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению.
Подлежат удовлетворению требования Прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству пункта 1 статьи 32 Закона Республики Бурятия в части, предусматривающей обязанность предоставления в Избирательную комиссию Республики Бурятия для регистрации кандидата в числе обязательных избирательных документов декларацию о доходах кандидата за два года, предшествующих году выбора.
Оспариваемая норма противоречит пункту 1 статьи 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающей другой период по предоставлению в соответствующие избирательные комиссии сведений о размере и источниках доходов гражданина, являющегося кандидатом. Согласно указанной норме, такой период равен одному году, предшествующему году назначения выборов. Каких-либо исключений из данного права федеральным законодательством не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 197, 203 ГПК РСФСР, Верховный суд Республики Бурятия

решил:

Заявление Прокурора Республики Бурятия удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению следующие положения Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия":
пункт "е" статьи 2 в части указания на гражданство Республики Бурятия и постоянного или преимущественного проживания на территории Республики Бурятия;
пункт "и", "к" статьи 2 в части указания на гражданство Республики Бурятия;
пункт 1 статьи 4;
пункт 1 статьи 29;
пункт 1 статьи 32 в части обязанности кандидата представить декларацию о доходах за последние два года, предшествующих году выборов.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня оглашения через Верховный суд Республики Бурятия.

Председательствующий
Е.А.МУРЗИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru