ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 18.12.2000 № 425
"О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ (2001 - 2005 ГОДЫ)"
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 19, 31.01.2001, Официальный вестник № 32
Утратил силу с 1 января 2004 года в связи с изданием Постановления Правительства РБ от 15.09.2003 № 290.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2000 г. № 425
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ (2001 - 2005 ГОДЫ)"
В целях формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и эффективной социализации молодых граждан в условиях демократического общества, современных экономических отношений и правового государства, для самореализации личности молодого человека как активного участника преобразований современного общества Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Молодежь Бурятии (2001 - 2005 годы)".
2. Утвердить Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту (Мантуров С.В.) государственным заказчиком - координатором Программы.
3. Государственному комитету Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту (Мантуров С.В.) совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями принять комплексные меры по выполнению Республиканской целевой программы "Молодежь Бурятии (2001 - 2005 годы)" (далее - Программа).
4. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) при формировании проектов бюджета Республики Бурятия на 2001 и последующие годы рассмотреть возможность финансирования Программы.
5. Рекомендовать главам местного самоуправления районов и городов республики в пределах средств соответствующих бюджетов разработать и принять целевые районные и городские программы развития государственной молодежной политики на 2001 - 2005 годы.
6. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные ее мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий - корректироваться с учетом утвержденных расходов республиканского бюджета.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по социальной политике Ханхалаева Е.К.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Первый заместитель Управляющего
Делами - Руководителя Администрации
Президента и Правительства
Республики Бурятия
В.Б.ЭРДЫНЕЕВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 18.12.2000 № 425
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ (2001 - 2005 ГОДЫ)"
Паспорт
Республиканской целевой программы
"Молодежь Бурятии (2001 - 2005 годы)"
Наименование Программы Республиканская целевая программа
"Молодежь Бурятии (2001 - 2005 годы)"
Основание для разработки Закон Республики Бурятия "О
Программы государственной молодежной политике в
Республике Бурятия" (в редакции Закона
Республики Бурятия от 25.09.96 № 390-I)
Государственный заказчик Государственный комитет Республики
и основной разработчик Бурятия по делам молодежи, туризму,
Программы физической культуре и спорту
Основная цель Программы - развитие и укрепление правовых,
экономических и организационных условий
для гражданского становления и
эффективной социализации молодых граждан
в условиях демократического общества,
рыночной экономики и правового
государства; для самореализации личности
молодого человека как активного
участника преобразований современного
общества
Важнейшие целевые - оздоровление демографической ситуации
показатели и задачи в республике;
Программы - улучшение здоровья молодого поколения,
снижение смертности, развитие системы
отдыха и оздоровления;
- поддержка всех форм духовно -
нравственного воспитания,
интеллектуального, творческого и
физического развития детей и подростков;
- правовая защита и социальная адаптация
подростков и молодежи;
- профилактика безнадзорности,
подростковой преступности, наркомании и
алкоголизма; развитие системы социальных
служб для молодежи и подростково -
молодежных клубов;
- содействие получению качественного
профессионального образования; работа со
студенческой молодежью;
- создание условий для реализации научно
- технического, творческого потенциала
молодежи;
стимулирование инновационной
деятельности молодежи;
- развитие массовых видов детского и
молодежного спорта и туризма,
международных обменов; поддержка
деятельности детских и молодежных
общественных объединений;
- гражданско - патриотическое
воспитание, подготовка молодых людей к
службе в армии;
- содействие благоприятному началу
трудовой деятельности, решению вопросов
занятости и профориентации молодежи;
- социально - экономическая поддержка
при создании семьи; содействие решению
первичных жилищных проблем;
- формирование у молодежи активной
жизненной позиции; повышение
электоральной культуры, готовности к
участию в общественно - политической
жизни республики, государственной
деятельности и управлении; создание
условий для выдвижения способных и
компетентных молодых, людей в органы
государственной власти на всех уровнях.
Исполнители основных Государственный комитет Республики
мероприятий Программы Бурятия по делам молодежи, туризму,
физической культуре и спорту,
Департамент Федеральной государственной
службы занятости населения по Республике
Бурятия, Министерство труда и
социального развития Республики Бурятия,
Министерство образования и науки
Республики Бурятия, Министерство
культуры Республики Бурятия,
Министерство внутренних дел Республики
Бурятия, Министерство здравоохранения
Республики Бурятия, Министерство по
строительству и жилищно - коммунальному
хозяйству Республики Бурятия,
Государственный комитет Республики
Бурятия по статистике, Военный
комиссариат Республики Бурятия, другие
заинтересованные министерства и
ведомства республики, органы местного
самоуправления Республики Бурятия,
детские и молодежные общественные
объединения, Институт молодежи (г.
Москва), вузы, ссузы, учреждения
начального профессионального
образования, общеобразовательные школы,
прочие организации, работающие в
молодежной сфере
Расходы из республиканского бюджета и из
внебюджетных источников детально
расшифрованы по мероприятиям и
подпрограммам в приложениях 1, 2 к
Программе
Ожидаемые конечные снижение уровня безнадзорности среди
результаты реализации детей и подростков;
Программы предотвращение экономического ущерба при
улучшении здоровья молодого поколения,
снижении смертности, в том числе путем
профилактики наркомании, токсикомании и
алкоголизма в молодежной среде;
снижение уровня безработицы путем
обеспечения вторичной и сезонной
занятости молодежи, а также через
повышение квалификации и формирование
трудовых ресурсов, соответствующих
требованиям рынка;
увеличение числа рабочих мест, рост
деловой активности и предприимчивости
молодежи, в том числе при поддержке
молодежного предпринимательства;
в целом качественный рост ценнейшего
стратегического ресурса нации - ее
молодого поколения как активного
субъекта трансформации нашего общества и
объекта выгодного инвестирования в
будущее
Организация контроля за Государственный комитет Республики
исполнением Программы Бурятия по делам молодежи, туризму,
физической культуре и спорту совместно с
Министерством экономики и внешних связей
Республики Бурятия и Министерством
финансов Республики Бурятия
Содержание проблемы
Деятельность республиканских органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики осуществляется в условиях:
- продолжающегося социального расслоения в молодежной среде, утери равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально - бытовых и других социальных услуг, достойной работы;
- нахождения значительной части молодежи в особо неблагополучных условиях, нередко за чертой бедности;
- нарастания негативных тенденций в развитии демографической ситуации: в 1995 году родилось 12311 человек, умерло 12588 человек, в 1999 году родилось 11468, умерло 13114 человек; до 70% разводов приходится на молодые семьи; наблюдается резкий рост социального сиротства - отсутствия родительского попечения над ребенком при живых родителях; в настоящий момент общая численность молодежи в возрасте от 16 до 30 лет составляет 235 тыс. человек или около 22,6% от численности всего населения республики;
- ухудшения состояния здоровья молодежи: заболеваемость подростков за последние 4 года возросла в 1,4 раза;
- увеличения случаев самоубийства: за последние 10 лет - в 2,1 раза;
- сохранения высокого уровня преступности в молодежной среде (в среднем в два раза превышающего уровень "взрослой" преступности); наркотизации молодежи как одной из проблем национальной безопасности: около 70% потребляющих наркотики составляют молодые люди до 30 лет; криминализации молодежи: в 1993 году несовершеннолетними было совершено 2317 преступлений, в 1994 году - более 2500, а в 1996 - уже 3266 преступлений, в 1997 году - 8984, в 1998 - 9713, в 1999 - 10693 преступления;
- размывания ценностных ориентиров, кризиса духовного мира юношества. Наиболее остростоящей перед молодежью проблемой стало решение жилищного вопроса. Так, за период с 1992 по 1995 годы число молодых семей, получивших жилую площадь, сократилось с 295 до 141; с 1995 по 1999 годы - со 141 до 49.
Безработица ударила, в основном, по молодежи, в настоящее время она составляет 29% от общего числа безработных.
Произошло значительное сокращение рождаемости в Республике Бурятия, а в некоторых районах прирост населения имеет отрицательную направленность.
Почти 75% молодых людей чувствуют себя социально незащищенными. Большинство молодежи указывает на отсутствие информации о своих правах и возможностях.
Безработица, нехватка жилья, аполитичность населения, снижение рождаемости, криминализация общества - это далеко неполный список проблем, затронувших наше общество и в первую очередь молодежь. Все это вылилось в необходимость государственного регулирования процессов, происходящих в молодежной среде, которое способствовало бы более "мягкой" адаптации молодежи к современным условиям.
В феврале 1995 года была принята республиканская комплексная программа "Молодежь Бурятии (1995 - 1997 гг.)" (постановление Правительства от 13.02.95 № 43), которая в 1998 году была продлена на 3 года (постановление Правительства от 12.01.98 № 8). Принятие данных программ было необходимо для выражения стратегической линии Правительства Республики Бурятия в решении проблем молодежи.
Основной целью принятых программ являлось формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, государственная поддержка развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Основными механизмами реализации программных мероприятий в 1994 - 2000 годах необходимо признать:
- принятие Закона Республики Бурятия от 01.02.1996 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия";
- создание Координационного совета по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту при Президенте Республики Бурятия;
- создание Экспертно - консультационного совета при Государственном комитете Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту;
- создание социальных служб для молодежи (Молодежный телефон доверия, Центр содействия занятости молодежи, Центр международного молодежного сотрудничества, Центр информационного обеспечения молодежи, Информационный медико - психологический центр "Байкальские надежды");
- постоянное сотрудничество с Народным Хуралом Республики Бурятия по законотворчеству в области государственной молодежной политики;
- принятие постановления Республики Бурятия "О государственной поддержке детских, подростковых клубов" от 31.12.99 № 477.
- принятие правовых актов Правительства Республики Бурятия по наиболее крупным программным мероприятиям (республиканские военные сборы для допризывной молодежи, международные и межрегиональные ярмарки учебных и рабочих мест для молодежи, Президентские новогодние елки для детей из малообеспеченных семей, межрегиональные научно - практические конференции по развитию социальных служб для молодежи, фестивали КВН и т.д.).
Факторы, оказавшие положительное влияние на ход реализации молодежной политики:
- налаживание тесной связи с министерствами и ведомствами - соисполнителями Программы на основе ежегодно заключаемых межведомственных договоров о сотрудничестве (Министерство труда и социального развития Республики Бурятия, Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство внутренних дел Республики Бурятия, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия, Министерство культуры Республики Бурятия, Республиканский военкомат, Государственный комитет Республики Бурятия по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и т.д.);
- подписание договоров о сотрудничестве с Комитетом по молодежной политике Администрации Иркутской области, Комитетом по молодежной политике и делам несовершеннолетних Администрации Красноярского края, Комитетом по молодежной политике Администрации Новосибирской области, Министерством по делам молодежи Республики Саха (Якутия), Департаментом по делам молодежи Монголии (в соответствии с договорами проводится работа по организации и проведению межрегиональных конкурсов, выставок - ярмарок, фестивалей, слетов, конференций, семинаров и т.д.);
- постоянное сотрудничество с молодежными и детскими общественными объединениями и организациями. В настоящее время в Республике Бурятия зарегистрировано более 40 организаций, которые осуществляют социальные программы и нуждаются в государственной поддержке (Ассоциация "Молодые львы" - профилактика наркомании и СПИДа; Молодежное спортивное объединение "Школа Романова" - военно - патриотическое воспитание; "Союз молодежи Бурятии" - добровольческое и волонтерское движение; Общественное молодежное творческое объединение "Забайкальский вариант" - организация массовых мероприятий для молодежи; "Лаборатория активного туризма" - отдых, оздоровление и экологическое воспитание детей и подростков и т.д.);
- ведение планомерной работы по реализации государственной молодежной политики совместно с органами местного самоуправления городов и районов (поддержаны инициативы г. Северобайкальска - открытие Молодежного трудового центра, администрации Кижингинского района - поддержка ассоциации "Юный фермер", администрации Кабанского района - программа "Патриот", администрации Северо-Байкальского района - летний лагерь для детей с девиантным поведением, администрации Селенгинского района - молодежное спортивное объединение "Школа Романова" и т.д.).
Вместе с тем, реализация государственной молодежной политики в Республике Бурятия, предусматривавшая осуществление мероприятий в условиях оптимального и стабильного финансирования, оказалась нарушенной, что негативно сказалось на ходе реализации Программы. Реальное финансирование за счет средств республиканского бюджета сложилось следующим образом (таблица):
Таким образом, за шесть лет реализации Программы (1995 - 2000 гг.) фактическое финансирование из республиканского бюджета составило от утвержденных в бюджете объемов - 83,3%; от расчетной потребности - 15,6 процента.
Кроме того, сдерживающее влияние на реализацию Программы оказали недостаточно разработанная законодательно - нормативная база государственной молодежной политики как на федеральном, так и на республиканском уровне, отсутствие устойчивой системы органов по делам молодежи в районах Республики Бурятия, сложности в организационном, материально - техническом и кадровом обеспечении.
Несмотря на имеющиеся негативные тенденции при реализации государственной молодежной политики в 1995 - 2000 годах, опыт работы показал, что основные направления реализации системы программных мероприятий в целом определены правильно, отражают реальные проблемы, существующие в настоящее время, поэтому применяемые методы осуществления государственной молодежной политики предполагается распространить и на период после 2000 года.
В то же время при дальнейшей реализации Программы безусловно актуальной становится задача выбора приоритетов и более четкой проработки механизмов достижения программных целей. В условиях явно недостаточного финансирования это необходимо, в первую очередь, для концентрирования финансовых и организационных ресурсов, во-вторых, для выполнения поставленных перед Программой задач.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является формирование, развитие и укрепление правовых, социально - экономических и организационных условий для интенсификации гражданского становления и эффективной социализации молодых граждан в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства; для самореализации личности молодого человека как активного участника преобразований современного российского общества.
В основных положениях Программа на период с 2001 по 2005 год носит преемственный характер по отношению к программе предыдущего этапа. Идеология Программы сохранена и базируется на следующих исходных принципах:
- социальное инвестирование;
- инновационное развитие;
- инициатива и самореализация.
В этой связи предусматривается решение следующих основных задач:
- оздоровление демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи;
- улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности, развитие системы отдыха и оздоровления;
- становление внешкольной системы воспитания: поддержка всех форм духовно - нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей и подростков;
- правовая защита и социальная адаптация подростков и молодежи;
- профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма; развитие системы социальных служб для молодежи и подростково - молодежных клубов;
- содействие получению качественного профессионального образования; работа со студенческой молодежью;
- создание условий для реализации научно - технического, творческого потенциала молодежи; стимулирование инновационной деятельности молодежи;
- создание условий для развития эстетического, художественного и интеллектуального творчества детей и молодежи;
- развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов; поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- гражданско - патриотическое воспитание;
- решение вопросов занятости и профориентации молодежи;
- содействие решению первичных жилищных проблем;
- повышение мотивации к труду и привитие новых ценностных ориентиров; адаптация к современным условиям развития рыночной экономики, в т.ч. вовлечение в цивилизованное предпринимательство;
- формирование у молодежи активной жизненной позиции; повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественно - политической жизни страны, государственной деятельности и управлении; создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях.
Основные направления реализации Программы
1. Социальная поддержка молодежи и молодых семей
Комплексные меры по созданию условий для формирования
и стабилизации молодой семьи
- Развитие учреждений медико - психологического и медико - педагогического обслуживания молодежи. Просвещение подростков по вопросам сексуального воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем;
- Организация при социальных службах для молодежи клубов молодой семьи, центров планирования семьи, консультаций по подготовке молодых пар к семейной жизни;
- Укрепление и развитие внешкольной системы воспитания; создание, анализ и внедрение инновационных технологий и методик воспитательно - образовательной работы с детьми и подростками;
- Организация системы мониторинга; информационно - консультационная, юридическая и правовая поддержка молодых семей.
Формирование и развитие системы клубов и социальных
служб для молодежи
- Повышение эффективности функционирования и координация деятельности учреждений социального обслуживания молодежи и подростков;
- Развитие новых форм работы с подростками и молодежью; проектирование и развитие программ социально ориентированной деятельности с детьми, максимально приближенной к месту жительства; поддержка деятельности подростковых и молодежных клубов;
- Профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков; обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;
- Создание условий для психолого - медико - педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;
- Расширение практики организации деятельности профильных лагерей; развитие досуговой занятости; принятие иных эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности. Поддержка негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги несовершеннолетним.
Профилактика, наркомании и зависимости от
психоактивных веществ среди молодежи
- Обобщение, распространение и внедрение в практику эффективных методов психологической защиты, препятствующей употреблению алкоголя и психоактивных веществ;
- Создание профильных смен и лагерей труда и отдыха для молодых людей "группы риска"; разработка системы уличной работы с молодежью;
- Развитие волонтерского движения;
- Формирование (в том числе в средствах массовой информации, в сети Internet и др.) позитивного образа духовно - здорового человека, представителя "безнаркотической" и "безалкогольной" субкультуры.
Профилактика негативных социальных явлений в
молодежной среде. Правовая защита и социальная
адаптация молодежи
- Создание правовых и социальных гарантий для несовершеннолетних и молодежи в целях приоритетной защиты их конституционных прав и законных интересов; совершенствование нормативно - правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания молодежи;
- Реализация инновационных программ и проектов деятельности опорных и экспериментальных центров по защите прав молодежи, ее социальной адаптации; создание различных форм добровольчества молодежи; объединений по интересам в защите прав молодежи, предупреждению правонарушений несовершеннолетних и молодежи;
- Создание механизма правового информирования, консультирования и научно - методического обеспечения работы по правовой защите молодежи.
Развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха
- Организация работы детских оздоровительно - образовательных учреждений различных форм собственности, экспериментальных площадок для внедрения новых педагогических технологий и методик дополнительного образования; реализация инновационных программ и проектов организации детского, молодежного и семейного отдыха.
2. Эстетическое воспитание, интеллектуальное и
физическое развитие молодежи
Поддержка молодых интеллектуальных талантов
- Поддержка всех видов и форм содействия в интеллектуальном и научно - техническом развитии молодежи; объединение академического и вузовского потенциалов в различных областях науки и образования для выявления и поддержки молодых интеллектуальных талантов;
- Поддержка инновационных и научно - социальных программ;
- Пропаганда (в том числе и в средствах массовой информации) "интеллектуализации" общества как одного из основных направлений социально - экономического развития страны.
Развитие художественного творчества молодежи
- Поддержка и развитие всех форм и методов выявления и развития творческих задатков, формирования на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности молодого человека, возвышения ее творческого потенциала и способности к самовыражению;
- Воспитание потребности молодежи к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формированию эстетических ценностей и вкуса, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества;
- Организация и проведение молодежных конкурсов - фестивалей по различным жанрам художественного творчества.
Развитие массового молодежного спорта
- Поддержка и развитие всех форм и методов воспитания в молодых людях потребности к физической культуре, спорту; пропаганда здорового образа жизни;
- Развитие системы проведения детских и юношеских турниров, в том числе соревнований, культивируемых по месту жительства;
- Взаимодействие с различными организациями, занимающимися физическим воспитанием детей и молодежи.
Международное молодежное сотрудничество
- Поддержка и развитие всех форм международных молодежных обменов на основе приоритетов общечеловеческих ценностей, гуманизма и демократии;
- Развитие всестороннего сотрудничества со странами СНГ; установление связей со странами Азиатско - Тихоокеанского региона;
- Активизация работы с международными организациями (ЮНЕСКО, Евросоюз, Совет Европы); привлечение к этой деятельности республиканских общественных молодежных структур;
- Организация обменов представителями детских и молодежных объединений с целью реализации международных молодежных проектов и программ при решении самых острых проблем молодежи: безработицы, наркомании, преступности, получения социальных гарантий, экологии и т.д.
Поддержка молодежных и детских общественных объединений
- Расширение форм эффективного государственного регулирования деятельности молодежных и детских объединений в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке молодежных и детских объединений"; развитие системы эффективного законотворчества в этой области;
- Информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских объединений, привлечение их к выполнению государственного заказа на осуществление различных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики;
- Проведение семинаров, конференций, форумов по развитию детского и молодежного движения.
Поддержка студенческой молодежи
- Развитие студенческого самоуправления как формы самоорганизации молодых людей в учебно - воспитательной деятельности;
- Решение социально - экономических проблем студенческой молодежи (в том числе оказание государственной помощи в трудоустройстве, содействие занятости в каникулярное время и пр.);
- Разработка и реализация молодежных образовательных программ, содействие научно - техническому развитию студенчества;
- Организация и проведение семинаров, лагерей для лидеров студенческих общественных объединений, выездных учебно - методических практик, стажировок; расширение научно - методических и творческих связей (в том числе, международных) между учебными заведениями.
3. Гражданско - патриотическое и нравственное становление
молодежи, содействие ее самоопределению в жизни
Формирование условий для гражданского становления,
военно - патриотического, духовно - нравственного
воспитания молодежи
- Развитие всех форм и методов приобщения молодежи к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям; ориентация личности на гуманистические установки в новых социально - политических и экономических условиях жизни;
- Формирование национального самосознания, экологической культуры, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства;
- Пропаганда отечественной истории и культуры; развитие системы взаимосвязей между армией и молодежью, поддержка мероприятий по формированию у молодежи склонности и готовности к профессиональному служению в армии;
- Развитие различных форм гражданско - патриотического воспитания в системе летних лагерей отдыха и функционирования молодежных клубов по месту жительства.
Поддержка мероприятий по увековечению памяти
защитников Отечества, проводимых молодежными
объединениями
Организация и проведение мероприятий в связи с памятными событиями, знаменательными и юбилейными датами культурной и военной отечественной истории.
Создание условий для эффективной реализации потенциала
молодежи в процессе социально - экономических
преобразований в стране
Поддержка всех форм и методов выявления и развития у части молодежи лидерских качеств; обеспечение благоприятных условий для самореализации личности молодого человека в данном направлении.
4. Решение социально - экономических проблем молодежи
Пути решения жилищной проблемы молодежи
и молодых семей
- Предоставление адресных субсидий и кредитов молодежи, молодым семьям на строительство и приобретение жилья;
- Содействие развитию системы ипотечного кредитования молодежи и молодых семей;
- Поддержка молодежного предпринимательства;
- Развитие всех форм воспитания в молодых людях целеустремленности и предприимчивости, решение проблемы мотивации труда как первой жизненной необходимости и главного способа достижения жизненного успеха;
- Повышение уровня профессиональной подготовки молодых специалистов, в том числе через реализацию инновационных программ и проектов в системе профессионального образования;
- Усиление роли государства в вовлечении молодежи в цивилизованное предпринимательство; создание на государственном уровне механизмов и инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства.
Решение вопросов занятости молодежи
- Реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; расширение спектра услуг для молодежи на рынке труда;
- Разработка и внедрение инновационных технологий социально - экономической поддержки молодежи в области занятости; повышение мотивации молодых людей к активному поиску работы; создание условий для эффективной профессиональной самореализации;
- Развитие инфраструктуры профориентации и профотбора; обеспечение профориентационного сопровождения учебного процесса; расширение сферы трудоустройства различных категорий молодежи в условиях современного рынка труда;
- Поддержка деятельности центров досуговой и сезонной занятости, молодежных бирж труда, ученических предприятий, студенческих отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере обеспечения занятости и профориентации молодежи и подростков;
- Финансирование программ и проектов в области занятости, обучения, организации новых рабочих мест для молодежи.
5. Обеспечение реализации Программы
Создание системы информационного обеспечения молодежи и
молодежной политики
- Обеспечение доступа широких слоев молодежи к имеющимся информационным ресурсам;
- Проведение мониторингов, исследовательских работ, научно - практических и учебных мероприятий, реализация издательских проектов;
- Информационное обеспечение государственной молодежной политики.
Развитие системы переподготовки и повышения
квалификации специалистов по работе с молодежью
- Создание методологической основы разработки учебных планов и программ, учебно - методических материалов; разработка эффективных методов обучения с учетом профессиональных особенностей;
- Разработка предложений по внедрению различных форм участия молодежи в системах государственного и муниципального управления;
- Обмен опытом работы с молодежью, проводимой в регионах Сибири и Дальнего Востока, по вопросам реализации потенциала государственной молодежной политики.
Система управления и контроля за реализацией Программы
- Организация деятельности Дирекции Программы;
- Обеспечение работы экспертных комиссий по контролю за реализацией мероприятий программ;
- Обеспечение деятельности экспертных советов Госкоммолодежи Бурятии, рабочих групп по дальнейшему развитию программных методов планирования государственной молодежной политики;
- Регулярное рассмотрение хода реализации программы на заседаниях коллегий Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, экспертных комиссий, экспертных советов, рабочих групп, на семинарах и совещаниях.
Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем необходимых финансовых средств для реализации Программы в 2001 - 2005 годах - 77187,4 тысяч рублей (в ценах 2000 г.), в том числе 72820 тысяч рублей - из республиканского бюджета, 4367,4 тысяч рублей - из внебюджетных средств.
В соответствии с действующим законодательством ежегодные объемы финансирования Программы из республиканского бюджета определяются по результатам защиты Государственным комитетом бюджетных заявок по разделу "Молодежная политика" и утверждаются законом о республиканском бюджете. Финансирование мероприятий молодежной политики за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников осуществляется после принятия городских и районных молодежных программ.
Оказание поддержки из республиканского бюджета органам местного самоуправления республики планируется осуществлять только при наличии утвержденных проектов и программ и выделении из соответствующих бюджетов средств на их реализацию.
Финансирование республиканской целевой программы "Молодежь Бурятии (2001 - 2005 годы)" предполагается осуществлять из следующих источников:
- средства федерального бюджета;
- средства республиканского бюджета;
- средства местных бюджетов;
- внебюджетные средства (средства предприятий и организаций всех форм собственности, взносы юридических и физических лиц, различные фонды и другие поступления).
Привлечение внебюджетных источников финансирования планируется осуществлять на договорной основе с учетом опыта реализации Программы в предыдущие годы. Основные направления Программы, в рамках которой планируется привлечь наибольшие объемы внебюджетных средств: развитие деловой активности, предпринимательства и решение вопросов занятости молодежи, художественного творчества и поддержки талантливой молодежи; системы детского, молодежного и семейного отдыха; массовых видов спорта и клубной работы по месту жительства.
Механизм реализации Программы
Программа направлена на создание условий для социального становления и самореализации молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества путем проведения эффективной государственной молодежной политики.
Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту координирует деятельность республиканских органов исполнительной власти, учреждений по работе с молодежью, общественных объединений и организаций по выполнению мероприятий Программы; определяет и корректирует приоритетные направления по их реализации; осуществляет регулирующие и контролирующие функции, позволяющие установить зависимость между затратами на реализацию и конечными результатами; обеспечивает эффективное использование средств.
Программа предусматривает поэтапное выполнение намеченных мероприятий, более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с отраслями экономики и социальной сферы в целом.
Оценка эффективности реализации Программы
- Реализация основных направлений и системы мероприятий позволит поэтапно обеспечить:
- формирование в молодежной среде гражданско - патриотического отношения к Республике Бурятия, уважения ее истории, культуры, традиций;
- улучшение неблагоприятной динамики развития демографической ситуации в республике, уменьшение числа разводов, снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков;
- улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности, в том числе путем профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма в молодежной среде;
- снижение уровня безработицы путем обеспечения вторичной и сезонной занятости молодежи, а также через повышение квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка;
- рост деловой активности и предприимчивости молодежи, в том числе при поддержке молодежного предпринимательства;
- в целом качественный рост ценнейшего стратегического ресурса нации - ее молодого поколения как активного субъекта трансформации нашего общества и предмета выгодного инвестирования в будущее.
Приложение 1
к Республиканской целевой программе
"Молодежь Бурятии (2001 - 2005 годы)"
СОДЕРЖАНИЕ И ПОТРЕБНОСТЬ В ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ (2001 - 2005 ГОДЫ)"
Приложение 2
к Республиканской целевой программе
"Молодежь Бурятии (2001 - 2005 годы)"
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ (2001 - 2005 ГОДЫ)" И ПОТРЕБНОСТЬ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ
БУРЯТИЯ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
ПОДПРОГРАММА "ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ, РАЗВИТИЕ
ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ И
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ"