РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 20.12.2000
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ "О НАРОДНОМ ХУРАЛЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ">
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 20, 01.02.2001
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гурман Л.И., единолично, при секретаре Шомоевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 20 декабря 2000 г. дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению некоторых положений Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия",
установил:
19 апреля 1995 г. принят Народным Хуралом РБ и подписан Президентом РБ Закон РБ "О Народном Хурале РБ" (с изменениями от 14.04.2000).
Обращаясь в суд с вышеуказанным заявлением, прокурор Республики Бурятия указал на то, что федеральному законодательству противоречат следующие нормы названного Закона РБ:
1) Пункт 3 ст. 4 в части определения Народным Хуралом РБ совместно с Президентом РБ внешней политики РБ, пункт 12 ст. 4 в части заслушивания посланий и ежегодных докладов Президента РБ об основных направлениях внешней политики РБ, пункт 22 ст. 4 в части утверждения по предложению Президента РБ межгосударственных договоров противоречат положениям ст. ст. 13, 21 Федерального Конституционного закона "О Правительстве РФ", ст. ст. 3, 4 Федерального закона "О международных договорах РФ";
2) Пункт 13 ст. 4 в части дачи согласия Президенту РБ на назначение и освобождение от должности Председателя Национального Банка РБ, часть 1 ст. 29 в части назначения и освобождения от должности Председателя Национального Банка РБ противоречат ст. 16 Федерального закона "О Центробанке РФ";
3) Пункты 15, 16 ст. 4, части I, II ст. 29 в части назначения судей и председателей конституционного Суда РБ, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РБ противоречат п. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе судей в РФ";
4) Пункт 19 ст. 4, части I, III ст. 27 о праве Народного Хурала РБ на отрешение Президента РБ от должности, если Народный Хурал РБ выразил недоверие Президенту республики на основании заключений Конституционного, Верховного Судов РБ о нарушении Президентом РБ Конституции и законов РБ, а также на прекращение полномочий Президента республики в случае его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять возложенные на него полномочия противоречат п. 1 ст. 19, п. 1 ст. 29 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ";
5) Пункт 20 ст. 4 противоречит Закону РФ "О чрезвычайном положении", Закону РФ "О безопасности".
В судебном заседании представители прокурора Республики Бурятия Шалковская Т.И. и Болдоева Э.В. (доверенности от 13.12.2000) заявление прокурора РБ поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители заинтересованных лиц - Народного Хурала РБ Усенов К.О. (распоряжение о постоянном представительстве от 30.10.2000) и Президента РБ Москвитина О.Д. (доверенность от 07.12.2000) с заявлением прокурора РБ согласились в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и принимая во внимание признание представителями заинтересованных лиц требований прокурора РБ, Верховный Суд РБ находит заявление прокурора РБ подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктами 3, 12, 22 ст. 4 Закона РБ "О Народном Хурале РБ" закреплены полномочия Народного Хурала РБ по определению совместно с Президентом РБ внешней политики РБ, заслушиванию посланий и ежегодных докладов Президента РБ об основных направлениях внешней политики республики, утверждению по предложению Президента РБ межгосударственных договоров.
Перечисленные нормы Закона РБ противоречат п. "к" ст. 71 Конституции РФ ст. ст. 13, 21 Федерального Конституционного закона "О Правительстве РФ", ст. ст. 3, 4 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", в соответствии с которыми внешняя политика, заключение международных (межгосударственных) договоров находятся в ведении Российской Федерации, в связи с чем названные нормы Закона РБ не соответствуют федеральному законодательству.
В соответствии с п. 13 ст. 4 Закона РБ Народный Хурал РБ дает согласие Президенту РБ на назначение и освобождение от должности Председателя Национального Банка республики. Согласно ч. I ст. 29 Закона РБ Народный Хурал РБ по представлению Президента РБ назначает и освобождает от должности Председателя Национального Банка РБ.
Но в силу ст. 16 Федерального закона "О Центральном банке РФ" (Банке России) от 26.04.1995 порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России утверждает Совет директоров банка. Согласно Положения о порядке назначения и освобождения руководителей и сотрудников подразделений центрального аппарата, учреждений и организаций Центрального банка РФ (утв. 07.10.1999 № 90-II) Председатели Национальных Банков назначаются и освобождаются от должности приказами Председателя Центрального банка РФ.
Таким образом, приведенное нормы закона РБ противоречат приведенным нормам федерального законодательства.
Пунктом 19 ст. 4 и частями 1 и 3 ст. 27 Закона РБ Народному Хуралу РБ предоставлено право отрешения Президента РБ от должности, а также прекращения полномочий Президента республики в случае его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять возложенные на него полномочия. Частью ст. 27 Закона РБ также предусмотрено, что постановление об отрешении Президента от должности Народным Хуралом РБ принимается, если Народный Хурал выразил недоверие Президенту республики на основании заключений Конституционного, Верховного Судов РБ о нарушении Президентом РБ Конституции и законов РБ. Но пунктом 1 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах..." определен исчерпывающий перечень досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ и такое основание досрочного прекращения полномочий данным перечнем не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии со ст. 19, 29.1 указанного федерального закона отрешить от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вправе только Президент РФ. Представительный орган власти субъекта РФ вправе только выразить недоверие этому должностному лицу, что влечет его немедленную отставку, решение о котором принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
Действующим федеральным Законодательством не предусмотрена дача заключений судами о нарушении должностным лицом того или иного закона.
Перечисленным нормам федерального закона указанные нормы Закона РБ не соответствуют.
Пунктами 15, 16 ст. 4 и частями I, II ст. 29 Закона РБ неправомерно предоставлено Народному Хуралу РБ право назначать на должность судей Верховного и Высшего Арбитражного Судов РБ, на должность Председателей названных судов, поскольку указанные нормы противоречат пункту 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе судей Российской Федерации" от 26.06.1992 (с изменениями от 20.06.2000) в силу которого судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ.
Неправомерным является также отнесение пунктом 20 ст. 4 Закона РБ к полномочиям Народного Хурала РБ утверждение Указа Президента РБ о введении чрезвычайного положения в Республике, поскольку в силу п. "м" ст. 71 Конституции РФ, требований законов РФ "О чрезвычайном положении" от 17.05.1991 и "О безопасности" от 05.03.1992 вопросы чрезвычайного положения отнесены к компетенции федеральных органов власти.
В силу изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Бурятия
решил:
Удовлетворить заявление прокурора Республики Бурятия.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу пункт 3 статьи 4 в части определения Народным Хуралом Республики Бурятия совместно с Президентом Республики Бурятия внешней политики Республики Бурятия, пункт 12 статьи 4 в части заслушивания посланий и ежегодных докладов Президента Республики Бурятия об основных направлениях внешней политики республики, пункт 22 статьи 4 в части утверждения Народным Хуралом Республики Бурятия межгосударственных договоров, пункт 13 статьи 4 в части дачи согласия Президенту Республики Бурятия на назначение и освобождение от должности Председателя Национального Банка Республики Бурятия, часть I статьи 29 в части назначения и освобождения от должности Председателя Национального Банка Республики Бурятия, пункты 15, 16 статьи 4 и части I, II статьи 29 в части назначения на должность Председателей и судей Верховного, Высшего Арбитражного Судов Республики Бурятия, пункт 19 статьи 4 и части I, III статьи 27 в части отрешения от должности Президента Республики Бурятия на основании заключений судов, прекращения его полномочий в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять возложенные на него полномочия, пункт 20 статьи 4 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия", принятого Народным Хуралом Республики Бурятия 19.04.1995 (с изменениями от 14.04.2000).
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.