Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 01.11.2000
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ "ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 29.09.2004 № 841-III, признавшего Закон Республики Бурятия от 25.12.1997 № 624-I утратившим силу.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Шагдаровой Т.А., при секретаре Шомоевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 1 ноября 2000 г. дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству некоторых положений Закона Республики Бурятия "Об энергосбережении и повышении эффективности топливно - энергетических ресурсов Республики Бурятия",

установил:

Обращаясь в суд, прокурор Республики Бурятия просил признать пункты 2, 3, 4 статьи 8 и статью 9 Закона Республики Бурятия "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов Республики Бурятия" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, указывая на следующие обстоятельства.
Статья 8 Закона Республики Бурятия "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов Республики Бурятия" противоречит статье 10 Федерального закона "Об энергосбережении". Так, пункт 3 этой статьи предусматривает, что порядок проведения энергетических обследований и их сроки для предприятий и организаций с годовым потреблением менее 6000 тонн условного топлива или 1000 тонн моторного топлива устанавливается Правительством Республики Бурятия, тогда как в соответствии с ч. 3 статьи 10 Федерального закона "Об энергосбережении" порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 2 оспариваемой статьи по решению Правительства Республики Бурятия энергетические обследования могут проводиться на предприятиях, учреждениях и организациях, независимо от их организационно - правовой формы, с ежегодным потреблением энергетических ресурсов менее 6000 тонн условного топлива или 1000 тонн моторного топлива, хотя согласно Федеральному закону такое право предоставлено лишь органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в отношении организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее 6000 тонн условного топлива. Данной норме Федерального закона противоречит также пункт 4 статьи 8 Закона Республики Бурятия, предусматривающий право территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления принимать решения о проведении энергетических обследований учреждений, предприятия и организаций, получающих в различных формах денежные средства из местных бюджетов и использующих их для оплата потребляемых энергетических ресурсов.
Кроме того, прокурор находит противоречащей статье 11 Федерального закона, согласно которой очередность и правила оснащения приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, статью 9 указанного Закона Республики Бурятия, устанавливающей порядок очередности и правил оснащения приборами для учета расхода энергетических ресурсов, определяемом Правительством Республики Бурятия.
В судебном заседании представители прокуратуры Республики Бурятия Болдоева Э.В. и Шалковская Т.И. поддержали заявление прокурора Республики Бурятия, ссылаясь на те же доводы, указанные в заявлении, внесли уточнение в объем требований и просили признать противоречащей федеральному законодательству статью 9 Закона Республики Бурятия в части определения порядка очередности и правил оснащения приборами для учета расхода энергетических ресурсов, в случае удовлетворения заявления прокурора сообщение о решении суда опубликовать в газете "Бурятия".
Представитель Президента Республики Бурятия - заместитель начальника государственно - правового управления Президента Республики Бурятия Будацыренов А.П. (по доверенности) полагал заявление прокурора Республики Бурятия необоснованным, суду пояснил, что вопросы энергосбережения в соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации и частью 3 статьи 65 Конституции Республики Бурятия не относятся к ведению Российской Федерации и совместному ведению субъектов Российской Федерации и России, поэтому Республика Бурятия осуществляет собственное правовое регулирование, часть 3 статьи 10 Федерального закона об установлении порядка и срока проведения энергетических обследований организаций является нормой не прямого действия, Правительство Российской Федерации до настоящего времени не приняло такой акт, Временное положение о проведении энергетических обследований организаций, утвержденное Минтопэнерго Российской Федерации 27.09.96 предусматривало право органа исполнительной власти субъекта Федерации устанавливать порядок и периодичность проведения энергетических обследований организаций при годовом потреблении ими энергетических ресурсов менее 6000 тонн условного топлива или 1000 тонн моторного топлива, Правительство Российской Федерации делегировало право проведения энергетических обследований указанных организаций, органы местного самоуправления как собственники могут проверить, как рационально используются их деньги в оплату потребляемых энергетических ресурсов, Правительством Российской Федерации также до сего дня не определен порядок очередности и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, в соответствии со ст. 190 ГК РФ установленный законом, или правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, поэтому Правительство Республики Бурятия вправе также устанавливать сроки проведения энергетических обследований организаций.
Представитель Народного Хурала Республики Бурятия - начальник правового управления Народного Хурала Республики Бурятия Усенов К.О. (по распоряжению Председателя Народного Хурала) также полагал заявление прокурора не подлежащим удовлетворению, суду пояснил, что прокурор, указывая на противоречия статьи 8 Закона Республики Бурятия федеральному законодательству, ошибочно ссылается на часть 3 статьи 10 Федерального закона, тогда как правовой основой этой статьи является второе предложение части 2 статьи 10 Федерального закона, согласно которому энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее 6000 тонн условного топлива, проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, положения статьи 9 Закона Республики Бурятия соответствуют статье 2 Федерального закона, согласно которой при отсутствии нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам энергосбережения могут быть изданы нормативные правовые акта Республики Бурятия, поэтому вопросы оснащения приборами для учета расхода энергетических ресурсов остаются в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, энергосбережение относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Заместителем председателя Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Краснопеевым А.Г. поддержана указанная позиция.
В судебном заседании в качестве специалиста - эксперта был опрошен инспектор регионального Управления государственного энергетического надзора по Республике Бурятия Золотухин Н.Т., суду показавший, что при проведении энергетических обследований организаций Госэнергонадзор руководствуется Правилами проведения энергетических обследований организаций, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 25.03.98, где даны понятия основных терминов, в том числе энергетического обследования, определены органы, имеющие право его проведения, виды энергетических обследований, методика их проведения и т.д., об эквивалентности потребления энергетических ресурсов объемом 6000 тонн условного топлива и 1000 тонн моторного топлива можно говорить условно, так как какие-либо научные методики отсутствуют, право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации провести энергетические обследования организаций с годовым потреблением менее указанных величин предусмотрено в тех же Правилах и других документах, в Федеральном законе, где отсутствует указание о 1000 тонн моторного топлива, допущено техническое упущение, органы местного самоуправления вправе принимать решения о проведении энергетических обследований школ, детских садов и других муниципальных учреждений, которые проводятся по согласованию с представителями Госэнергонадзора в районах республики и при включении в планы их работы по проведению проверок, лицензию на право проведения энергетических обследований имеет ГУП "Байкалэнергоцентр", однако штат их немногочислен, общие правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов предусмотрены в Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.95, которые устанавливают уровень оснащенности узлов учета источников теплоты и минимально необходимую степень оснащенности узлов учета потребителей средствами измерений в зависимости от схемы теплоснабжения и тепловой нагрузки.
Суд, выслушав представителей заявителя, заинтересованных сторон - Президента и Народного Хурала Республики Бурятия, опросив специалиста - эксперта Госэнергонадзора, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявление прокурора республики Бурятия подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, видными и другими природными ресурсами.
Согласно статьи 1 Федерального закона "Об энергосбережении" от 03.04.96 энергосбережение - это реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
По смыслу этой нормы права к энергетическим ресурсам - носителям энергии - относятся все виды топлива (уголь, газ, продукты нефтепереработки, древесина и т.д.), а также энергия солнца, ветра, естественного движения водных потоков, являющихся природными ресурсами.
Следовательно, энергосбережение относится к вопросам владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, а значит, к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому довод представителя Президента Республики Бурятия о том, что вопросы энергосбережения не относятся к предмету совместного ведения, в связи с чем Республика Бурятия вправе осуществлять по ним собственное правовое регулирование, не может быть принят во внимание.
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются федеральные закона и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Между тем, пункты 3 и 4 статьи 8 и статья 9 (в части) Закона Республики Бурятия "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов Республики Бурятия" от 25.12.97 (опубликован в газете "Бурятия" от 15.01.98 № 7) противоречат Федеральному закону "Об энергосбережении" от 03.04.96.
Так, пункт 3 статьи 8 Закона Республики Бурятия, предусматривающий право Правительства Республики Бурятия устанавливать порядок проведения энергетических обследований и их сроки для предприятий и организаций с годовым потреблением менее 6000 тонн условного топлива или 1000 тонн моторного топлива противоречит части 3 статьи 10 Федерального закона, согласно которой порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством Российской Федерации.
Толкование статьи 10 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что Правительство Российской Федерации определяет порядок и сроки (в смысле периодичности) проведения энергетических обследований организаций, как с годовым потреблением энергетических ресурсов более 6000 тонн условного топлива или более 1000 тонн моторного топлива, так и организаций с годовым потреблением менее указанных величин.
Утверждение представителя заинтересованной стороны о том, что часть 3 статьи 10 Федерального закона является отсылочной нормой права и поскольку Правительство Российской Федерации не приняло соответствующего нормативного акта, то орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе определять порядок и периодичность проведения энергетических обследований организации с годовым потреблением менее вышеуказанных величин, также безосновательно, т.к. порядок и сроки проведения энергетических обследований должны быть едиными на всей территории Российской Федерации, что и нашло закрепление в части 3 статьи 10 Федерального закона.
В отсутствие постановления Правительства Российской Федерации о порядке и сроках проведения энергетических обследований единый порядок их осуществления обеспечивается Правилами проведения энергетических обследований организаций, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 25.03.98, которые распространяются на все организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от формы собственности, их филиалы и регламентируют последовательность подготовки, проведения и оформления результатов обследований (пункты 1.3; 1.4).
Не соответствует федеральному законодательству и пункт 4 статьи 8 Закона Республики Бурятия, поскольку Федеральный закон не предусматривает право территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления принимать решение о проведении энергетических обследований учреждений, предприятий и организаций, получающих в различных формах денежные средства из местных бюджетов и использующих их для оплаты потребляемых энергетических ресурсов.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее 6000 тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов, каковым в Республике Бурятия является ее Правительство.
Поэтому право принятия решения о проведении энергетических обследований всех организаций, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, применительно к Республике Бурятия принадлежит только Правительству.
Право проведения энергетических обследований имеют органы Госэнергонадзора, действующие в соответствии с Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от 12.08.98 № 938. Органы Госэнергонадзора организуют и проводят по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации энергетические обследования организаций с годовым потреблением менее 6000 тонн условного топлива (пункт 8). Поскольку в ведении органов местного самоуправления нет органов, имеющих право проведения энергетических обследований муниципальных учреждений и организаций, поэтому они не вправе самостоятельно принимать решение о проведении их энергетических обследований.
Довод представителя заинтересованной стороны о том, что органы местного самоуправления как собственники могут проверить рациональность использования их денежных средств за оплату потребляемых энергетических ресурсов, не имеет правового значения, поскольку это право у них имеется и никем не оспаривается. Прокурором Республики Бурятия оспаривается законность права органов местного самоуправления принимать решение о проведении энергетических обследований финансируемых ими учреждений и организаций.
Также суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требования прокурора о признании противоречащей Федеральному закону (статье 11) статьи 9 Закона Республики Бурятия в части, устанавливающей порядок очередности и правил оснащения приборами для учета расхода энергетических ресурсов, определяемом Правительством Республики Бурятия, т.к. это является прерогативой Правительства Российской Федерации.
Правила оснащения приборами для учета расхода энергетических ресурсов должны быть едиными на территории Российской Федерации, минимально необходимая степень оснащенности узлов учета потребителей средствами измерений в зависимости от схемы теплоснабжения и тепловой нагрузки предусмотрена в Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.95 и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 25.09.95 за № 954.
Утверждение представителя Народного Хурала Республики Бурятия о том, что при отсутствии нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам энергосбережения вопросы оснащения приборами для учета расхода энергетических ресурсов остаются в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеет общий характер и не относится к существу заявленного прокурором требования, поэтому не может быть принято во внимание.
В концепции законопроекта Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении" от 03.04.96, одобренной 28.09.2000 решением VIII заседания межведомственного Координационного совета по вопросам энергоэффективности и реализации ФЦП "Энергосбережения России" Минэнерго Российской Федерации предусматривается дополнение в части проведения обязательных энергетических обследований для организаций бюджетной сферы независимо от объемов годового потребления с периодичностью один раз в три года; оснащения потребителей приборами учета расхода энергоресурсов в обязательном порядке при проектировании и строительстве, а также ремонте и реконструкции зданий и сооружений, установки приборных средств учета на действующих объектах органами администраций субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований в соответствии с их программами энергосбережения.
Однако до внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении" пункт 4 статьи 8, статья 9 (в части) Закона Республики Бурятия должны быть признаны противоречащими федеральному законодательству.
Таким образом, заявление прокурора Республики Бурятия в части признания пунктов 3 и 4 статьи 8 и статьи 9 в части установления порядка очередности и правил оснащения приборами для учета расхода энергетических ресурсов Закона Республики Бурятия "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов Республики Бурятия" от 25.12.97 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд полагает не подлежащим удовлетворению требования прокурора о признании противоречащим Федеральному закону пункта 2 статьи 8 Закона Республики Бурятия, согласно которому по решению Правительства Республики Бурятия энергетические обследования могут проводиться на предприятиях, учреждениях и организациях, независимо от их организационно - правовой формы с ежегодным потреблением энергетических ресурсов менее 6000 тонн условного топлива или 1000 тонн моторного топлива. Эта норма соответствует части 2 статьи 10 Федерального закона и не противоречит ей, поскольку органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов, как уже указывалось, применительно к Республике Бурятия является Правительство Республики Бурятия.
Что же касается того обстоятельства, что во втором предложении части 2 статьи 10 Федерального закона, не указано проведение по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации энергетических обследований организаций с годовым потреблением ими энергетических ресурсов менее 1000 тонн моторного топлива, тогда как это предусмотрено в оспариваемом пункте, то оно, по мнению суда, не имеет правового значения. Оба предложения части 2 статьи 10 Федерального закона должны рассматриваться в едином контексте, и если согласиться с доводом заявителя о противоречии пункта 2 статьи 8 Закона Республики Бурятия федеральному законодательству по рассматриваемому обстоятельству, то можно было бы сделать вывод о том, что организации с годовым потреблением ими энергетических ресурсов менее 1000 тонн моторного топлива могут остаться вне энергетических обследований, что является неверным.
Проведение по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации энергетических обследований организаций, годовое потребление топливно - энергетических ресурсов которых составляет менее 6000 тонн условного топлива или менее 1000 тонн моторного топлива, предусмотрено пунктом 3.2 Правил проведения энергетических обследований организаций, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 25.03.98. К тому же специалистом - экспертом Госэнергонадзора дано разъяснение об условной эквивалентности 6000 тонн условного топлива и 1000 тонн моторного топлива.
На этом основании можно сделать вывод о том, что пункт 2 статьи 8 Закона Республики Бурятия не противоречит федеральному законодательству, поэтому заявление прокурора Республики Бурятия в этой части не подлежит удовлетворению.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2000 № 19 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" в случае удовлетворения заявления прокурора о признании противоречащим федеральному закону закона субъекта Российской Федерации в резолютивной части решения должно быть указано об этом, а также о том, что данный закон признается не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со статье 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 196, 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Бурятия удовлетворить частично.
Признать пункты 3 и 4 статьи 8, статью 9 Закона Республики Бурятия "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов Республики Бурятия" от 25 декабря 1997 года в части установления порядка очередности и правил оснащения приборами для учета расхода энергетических ресурсов, определяемым Правительством Республики Бурятия, противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Бурятия.

Председательствующий
Т.А.ШАГДАРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru