РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 19.12.2000
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ "ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА">
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 28, 13.02.2001
--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 26.11.2002 № 145-III, признавшего Закон Республики Бурятия от 19.06.1996 № 315-I утратившим силу.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Хаыковой И.К. (единолично) при секретаре Трифоновой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 19 декабря 2000 г. дело по заявлению Прокурора Республики Бурятия о признании отдельных положений Закона РБ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению,
установил:
Обращаясь в суд с заявлением, прокурор Республики Бурятия просит признать п.п. 12, 16, 18 ст. 5 Закона Республики Бурятия "Об упрощенной системе налогообложении, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно п. 12 ст. 5 указанного Закона РБ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности освобождены от подачи декларации о доходах, полученных в отчетном году, что противоречит налоговому законодательству Российской Федерации. В частности, ст. 80 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые декларации предоставляются каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Также Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" индивидуальные предприниматели не освобождены от подачи налоговой декларации.
В соответствии с п. 16 ст. 5 оспариваемого Закона РБ для индивидуальных предпринимателей патент может выдаваться на один квартал. По желанию индивидуального предпринимателя срок действия патента может быть продлен на следующий квартал, что противоречит п. 1 ст. 5 аналогичного Федерального закона, предусматривающему, что патент выдается на один год.
Согласно п. 18 ст. 5 оспариваемого Закона РБ срок подачи индивидуальными предпринимателями заявления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения - не позднее 15 дней до начала следующего квартала, что противоречит п. 8 ст. 5 соответствующего Федерального закона, которым в данном случае установлен срок - не позднее 15 дней до завершения календарного года.
В судебном заседании представители Прокурора Республики Бурятия Абросова О.С., Болдоева Э.В. поддержали заявление в полном объеме, ссылаясь на те же доводы, что указаны в заявлении и просили признать п.п. 12, 16, 18 ст. 5 Закона РБ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению и в случае удовлетворения заявления прокурора РБ - указать в решении об опубликовании в официальном печатном издании РБ сообщения о принятом судом решении.
Представители заинтересованных сторон - Народного Хурала РБ Усенов К.О., действующий на основании распоряжения Председателя Народного Хурала № 305-II от 30.10.2000, и Президента РБ Сидоренко Л.В., действующая на основании доверенности № 101-0256 от 08.12.2000, указанные в заявлении Прокурора РБ требования признали в полном объеме и суду пояснили, что с заявлением Прокурора РБ согласны и считают, что оно должно быть удовлетворено в полном объеме.
Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованных сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора РБ подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 12 ст. 5 Закона РБ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, занимающихся торговлей), применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не имеющих других источников доходов, освободить от подачи декларации о доходах, полученных в отчетном году.
Данное положение закона противоречит нормам федерального законодательства, поскольку Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" индивидуальные предприниматели не освобождены от подачи налоговой декларации. Кроме того, п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 16 ст. 5 оспариваемого Закона, для индивидуальных предпринимателей патент может выдаваться на один квартал. По желанию индивидуального предпринимателя срок действия патента может быть продлен на следующий квартал, что противоречит п. 1 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, в соответствии с которым официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год.
Таким образом, положения Закона РБ, ограничивающие срок действия патента 1 кварталом с правом продления на следующий квартал, противоречат Федеральному закону, которым установлен более длительный срок - 1 год.
В соответствии с п. 18 ст. 5 оспариваемого Закона, отказ от применения упрощенной системы и обратный переход к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности осуществляется индивидуальными предпринимателями с начала очередного квартала при подаче заявления не позднее чем за 15 дней до начала следующего квартала.
Указанное положение закона противоречит п. 8 ст. 5 Федерального закона, которым предусмотрено, что отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
Таким образом, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 196, 197 ГПК РСФСР, суд
решил:
Заявление Прокурора Республики Бурятия удовлетворить.
Признать пункты 12, 16, 18 статьи 5 Закона Республики Бурятия "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" № 315-I от 19 июня 1996 г. противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней через Верховный суд РБ.