РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 14.12.2000
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ "О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ">
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 13, 23.01.2001
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гурман Л.И., единолично, при секретаре Шомоевой Т.Г., рассмотрев 14 декабря 2000 г. в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Бурятия "О Правительстве Республики Бурятия",
установил:
21 июня 1995 г. Народном Хуралом Республики Бурятия принят закон Республики Бурятия "О Правительстве Республики Бурятия".
Обращаясь в суд с вышеуказанным заявлением, прокурор Республики Бурятия указал на то, что федеральному законодательству противоречат следующие норма названного закона Республики Бурятия:
1) Статья 3 в части руководства в деятельности Правительства Республики Бурятия принципом суверенитета противоречит установленным статьей 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ принципам деятельности органов государственной власти субъектов РФ;
2) Статья 6 в части назначения всех членов Правительства РБ с согласия Народного Хурала РБ и освобождения всех членов Правительства РБ Народным Хуралом РБ противоречит требованиям ч. 2 ст. 24 названного Федерального закона;
3) Пункт 9 статьи 19 в части представления Правительством РБ на утверждение Народному Хуралу РБ республиканского бюджета и отчета об его исполнении противоречит пункту "а" ч. 2 ст. 5 названного Федерального закона;
4) Пункт 11 ст. 19 противоречит ч. 3 ст. 6 названного Федерального закона.
В судебном заседании представители прокурора Республики Бурятия Сангаева Г.Б. (доверенность от 14.12.2000) и Астраханцева Е.П. (доверенность от 13.12.2000) заявление поддержали:
Представители заинтересованных лиц - Народного Хурала Республики Бурятия Усенов К.О. (распоряжение о доверии Председателя Народного Хурала РБ от 30.10.2000 № 305-II) и Президента Республики Бурятия Коротич М.В. (доверенность от 15.11.2000) с заявлением прокурора Республики Бурятия согласились в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и принимая во внимание признание представителями заинтересованных лиц требований прокурора Республики Бурятия, Верховный Суд Республики Бурятия находит заявление прокурора РБ подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 3 Закона Республики Бурятия "О Правительстве РБ" определены основное принципы деятельности Правительства Республики Бурятия, среди которых назван принцип суверенитета Республики Бурятия. Но в силу требований ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ, предусматривающих основные принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ, перечень которых является исчерпывающим, не предположен какой-либо иной суверенитет кроме суверенитета Российской Федерации.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 "По делу о проверке Конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ положения о суверенитете Республики Алтай, содержащиеся в статьях Конституции Республики Алтай. Поскольку статья 3 Закона РБ "О Правительстве РБ" содержит такие же положения о суверенитете Республики Бурятия, данные положения подлежат отмене в силу пункта 10 приведенного постановления Конституционного Суда РФ.
Таким образом, статья 3 названного Закона Республики Бурятия в изложенной части противоречит федеральному законодательству.
Положениями статьи 6 Закона Республики Бурятия "О Правительстве Республики Бурятия" предусмотрено, что члены Правительства РБ назначаются Президентом РБ с согласия Народного Хурала РБ и освобождаются Народным Хуралом РБ по представлению Президента РБ. Указанная норма Закона РБ противоречит требованиям статьи 24 ч. 2 вышеназванного Федерального закона, в соответствии с которыми законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Народный Хурал РБ может принимать участие в утверждении или согласовании назначения на должность, освобождении от должности только отдельных членов Правительства РБ.
Данный довод подтверждается также положениями вышеназванного Постановления Конституционного Суда РФ от 07.06.2000.
Абзацем 9 ст. 19 Закона РБ "О Правительстве РБ" установлено, что Правительство в числе иных полномочий представляет на утверждение Народного Хурала РБ республиканский бюджет и отчет об его исполнении. Изложенные требования закона РБ противоречат требованиям пункта "а" ч. 2 ст. 5 вышеназванного Федерального закона, в соответствии с которыми перечисленные полномочия отнесены к числу полномочий Высшего должностного лица субъекта РФ.
Положениями абзаца 12 статьи 19 Закона РБ к полномочиям Правительства РБ отнесены также полномочия по представлению заключения Народному Хуралу РБ по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства. Данная норма противоречит требованиям ч. 3 ст. 6 названного Федерального закона, в соответствии с которыми законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо при наличии заключения указанного лица.
Таким образом, приведенными абзацами ст. 19 Закона РБ в нарушение федерального законодательства ограничены полномочия Президента РБ как Высшего должностного лица РБ.
В силу изложенного и руководствуясь требованиями ст. ст. 191, 197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Бурятия
решил:
Заявление прокурора Республики Бурятия удовлетворить.
Признать с момента вступления настоящего решения в законную силу противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению статью 3 в части руководства в деятельности Правительства Республики Бурятия принципом суверенитета Республики Бурятия, статью 6 в части назначения всех членов Правительства Республики Бурятия с согласия Народного Хурала Республики Бурятия и освобождения всех членов Правительства Республики Бурятия Народным Хуралом Республики Бурятия, абзац 10 статьи 19 в части представления Правительством Республики Бурятия на утверждение Народному Хуралу Республики Бурятия республиканского бюджета и отчета об его исполнении, абзац 12 статьи 19 Закона Республики Бурятия "О Правительстве Республики Бурятия", принятого Народным Хуралом Республики Бурятия 21.06.1995.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.