Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 10.01.2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ">

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 29, 14.02.2001, Официальный вестник № 34






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

10 января 2001 г. Судья Верховного Суда Республики Бурятия Шагдарова Т.А. (единолично), при секретаре Шомоевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими, недействующими и не подлежащими применению пунктов 1, 4 статьи 3, статей 34, 35 Закона Республики Бурятия "Об образовании" отдельным положением Закона Российской Федерации "Об образовании",

установил:

Обращаясь в суд, прокурор Республики Бурятия просит признать противоречащими Федеральному законодательству отдельные положения Закона Республики Бурятия "Об образовании" в редакции от 25.09.1996:
- пункты 1, 4 ст. 3 об отнесении к задачам законодательства Республики Бурятия в области образования разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами управления образованием различных уровней; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственность физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области, которые согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "Об образовании" являются задачами законодательства Российской Федерации в области образования;
- статью 34 о компетенции Российской Федерации в вопросах образования Республики Бурятия;
- статью 35 о совместной компетенции Российской Федерации и Республики Бурятия в области образования.
В судебном заседании представители прокуратуры Республики Бурятия Абросова О.С. и Болдоева Э.В. (по доверенности) требования заявления прокурора поддержали в полном объеме.
Представитель Президента Республики Бурятия Будацыренов А.П. (по доверенности) согласившись с обоснованностью требований прокурора по ст. ст. 34, 35 Закона Республики Бурятия "Об образовании", возражал в отношении пунктов 1, 4 ст. 3 оспариваемого Закона, полагая, что поскольку в пункте 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "Об образовании" под законодательством Российской Федерации понимаются также законы субъектов Федерации, то Республика Бурятия вправе определить задачи законодательства Республики Бурятия в области образования, в том числе по вопросам, указанным в пунктах 1, 4 статьи 3 Закона.
Представитель Народного Хурала Республики Бурятия Усенов К.О. (по распоряжению) требования прокурора признал обоснованными в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения представителей прокуратуры Республики Бурятия и заинтересованных сторон - Президента и Народного Хурала Республики Бурятия, исследовав представленные документы и иные материалы, находит законными и подлежащими удовлетворению все требования прокурора, изложенные в заявлении.
В связи с признанием заявленных прокурором требований представителями заинтересованных сторон согласно 34 ГПК РСФСР подлежат удовлетворению требования прокурора о признании противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статьи 34 и 35 Закона Республики Бурятия "Об образовании" о компетенции Российской Федерации в вопросах образования Республики Бурятия и о совместной компетенции Российской Федерации и Республики Бурятия в области образования.
Суд принимает признание указанных требований заинтересованными сторонами, поскольку эти действия не противоречат закону и не нарушают охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.
Вопросы разграничения компетенции в области образования между органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами управления образованием различных уровней, определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области, являются общими вопросами образования, следовательно, законодательство субъектов Российской Федерации по указанным вопросам должно соответствовать Федеральному законодательству.
Согласно же пунктов 1 и 4 статьи 4 Федерального закона "Об образовании" от 13.01.1996 № 12-ФЗ разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области являются задачами законодательства Российской Федерации в области образования.
Из анализа указанных норм права следует, что федеральные государственные органы самостоятельно определяют свои полномочия по предметам совместного ведения и тем самым определяют сферу, отнесенную к ведению субъектов Федерации.
Кроме того, в силу пунктов 3, 4 статьи 3 Федерального закона "Об образовании" от 13.01.1996 № 12-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования; физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поэтому пункт 4 статьи 3 Закона Республики Бурятия "Об образовании" в редакции от 25.09.1996 также противоречит и этим нормам Федерального законодательства.
Толкование п. 1 ст. 3 Закона Республики Бурятия "Об образовании" позволяет сделать вывод о том, что Республика Бурятия вправе осуществлять правовое регулирование в области образования по разграничению компетенции между органами государственной власти и органами управления образованием федерального уровня, что нельзя признать правильным.
На этом основании суд приходит к выводу, что пункты 1, 4 статьи 3 Закона Республики Бурятия "Об образовании" в редакции от 25.09.1996 также противоречат Федеральному законодательству, поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению и в этой части.
Таким образом, по данному заявлению все требования прокурора Республики Бурятия являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Бурятия удовлетворить в целом.
Признать пункты 1, 4 статьи 3, статьи 34, 35 Закона Республики Бурятия "Об образовании" в редакции Закона от 25.09.1996 противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применение со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о данном решении подлежит опубликование в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья
Т.А.ШАГДАРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru