РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 19.12.2000
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ">
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 28, 13.02.2001
--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 03.01.2001 № 572-II, признавшего Закон Республики Бурятия от 20.04.1995 № 117-I утратившим силу.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Урмаевой Т.А., единолично, при секретаре Шомоевой Т.Г., с участием прокурора Григорьевой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 19 декабря 2000 г. дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащим Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 Закона Республики Бурятия "Об административной ответственности за нарушение установленного порядка управления",
установил:
20 апреля 1995 г. Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия "Об административной ответственности за нарушение установленного порядка управления", который опубликован в газете "Бурятия" 11.07.96.
Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании статей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 Закона Республики Бурятия № 117-I "Об административной ответственности за нарушение установленного порядка управления" противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
В обоснование требований, заявитель указал, что согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы административного законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Действующим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях определены полномочия субъекта Российской Федерации в пределах предмета совместного ведения.
Согласно ст. 5 КОАП РСФСР, Республика Бурятия имеет право издавать нормативные акты, устанавливающие административную ответственность за нарушение охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим КОАП РСФСР, издавать акты по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, а также устанавливать правила, ответственность за нарушение которых наступает по некоторым статьям кодекса (правила охоты, ветеринарно - санитарные правила).
Народный Хурал Республики Бурятия, приняв данный закон, вышел за пределы своей компетенции. Кроме того, положения статей Закона противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Так, ст. 1 Закона Республики Бурятия об ответственности за незаконное ношение, сбыт, хранение, производство, пересылку или приобретение гражданского оружия и боеприпасов противоречит федеральному законодательству, т.к. согласно п. "л" ст. 71 Конституции Российской Федерации определение порядка продажи и покупки оружия отнесены к ведению Российской Федерации, в преамбуле Федерального закона № 150 "Об оружии" от 13.12.96 указано, что правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного, стрелкового и холодного оружия урегулированы федеральным органом.
Ст. 1 Закона Республики Бурятия противоречит принципам ст. 10 КОАП РСФСР, согласно п. 2 которой административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КОАП РСФСР, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности. Диспозиция п. 4 ст. 222 УК РФ и п. 4 ст. 223 УК РФ предусматривает за незаконное ношение, приобретение, сбыт и изготовление газового оружия, относящегося к категории гражданского оружия, уголовную ответственность. Под незаконным ношением, хранением, приобретением, сбытом, производством оружия законодатель предусматривает совершение указанных действий без соответствующих лицензий или разрешения.
Не отвечает целям рассматриваемого Закона Республики Бурятия ст. 2, которая предусматривает ответственность за нарушение работодателями и их полномочными представителями законодательства о труде и охране труда.
Правоотношения в данной сфере урегулированы ст. 41 КОАП РСФСР и не входят в предмет ведения субъекта Российской Федерации, т.к. объектом посягательства не являются вопросы охраны общественного порядка.
Содержания ст. 3 Закона Республики Бурятия об ответственности за ложный вызов наряда, следственно - оперативной группы правоохранительных органов, бригады скорой помощи, подразделения государственной противопожарной службы и других пожарных формирований, бригады аварийных служб обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, при отсутствии признаков преступления, не требуют дополнительного правового урегулирования, т.к. ложный вызов отвечает признакам состава административного хулиганства, ответственность за которое предусмотрена ст. 158 КОАП РСФСР.
Ст. 4 Закона Республики Бурятия, предусматривающая ответственность за нарушение установленного порядка привлечения иностранной рабочей силы в Республике Бурятия не соответствует действующему Федеральному законодательству, поскольку вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы разрешаются Федеральным законодательством и в соответствии с "Положением о привлечении и использовании иностранной рабочей силы в Российской Федерации", утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 2146 от 16.12.93 ответственность работодателей за нарушение Положения, согласно пункта 4 Указа Президента, предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Ст. 5 Закона Республики Бурятия об ответственности за нарушение установленного порядка временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Бурятия также не подлежит применению и исполнению, т.к. правоотношения по пребыванию иностранных граждан на территории Российской Федерации и ответственность за нарушения правил пребывания регламентированы Федеральным законом № 114 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.96. Порядок временного пребывания на территории Республики Бурятия указанной категории граждан предусматривался Законом Республики Бурятия "О порядке пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Бурятия" № 76-I от 25.05.95, который утратил силу 18.09.97 в связи с принятием Федерального закона № 114.
Ответственность за нарушения в данной сфере административных правонарушений предусмотрена ст. 184 КОАП РСФСР и дополнительной юридической ответственности не требует. В связи с чем, по мнению прокурора Республики Бурятия, данная статья Закона Республики Бурятия противоречит Федеральному законодательству.
Статья 6 Закона Республики Бурятия, предусматривающая административную ответственность за нарушения законодательства о частной детективной деятельности, не соответствует Федеральному законодательству. Вопросы создания и деятельности частных детективных и охранных предприятий урегулированы Законом Российской Федерации № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.92.
Статьи 8, 9, предусматривающие ответственность за неуважение к Президенту Республики Бурятия, Народному Хуралу Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия и органам местного самоуправления и невыполнение нормативных актов, изданных этими органами, а также воспрепятствование деятельности депутата Народного Хурала Республики Бурятия и депутата представительного органа местного самоуправления, противоречат требованиям ст. 5 КОАП РСФСР и статьи 72 Конституции Российской Федерации, т.к. законодатель предусмотрел, что субъекты Российской Федерации могут устанавливать наряду с Российской Федерацией административную ответственность по вопросам охраны общественного порядка при условии, если эти правоотношения не урегулированы КОАП РСФСР.
Рассматриваемый Закон Республики Бурятия установил административную ответственность за нарушение порядка управления, что противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральному законодательству.
Статья 10 Закона Республики Бурятия о порядке рассмотрения дел об административных правонарушениях также не подлежит применению, поскольку органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать административные взыскания определены в главе 16 КОАП РСФСР.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Бурятия Бухаева В.И., действующая на основании доверенности от 09.12.00 заявленные прокурором РБ требования поддержала.
Представитель Президента Республики Бурятия Сидоренко Л.В., действующая по доверенности от 08.12.2000 заявленные требования признала полностью.
Представитель Народного Хурала Республики Бурятия Усенов К.О., действующий на основании доверенности по распоряжению Председателя Народного Хурала Республики Бурятия от 30.10.2000 заявленные прокурором Республики Бурятия требования признал в полном объеме. Но вместе с тем, не согласился с требованием по ч. 4 ст. 8 Закона Республики Бурятия, считая, что данная норма не противоречит Федеральному законодательству, т.к. ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах организаций законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает право субъекта Российской Федерации устанавливать административную ответственность за нарушение данных правоотношений, если Федеральным законом она не установлена.
Суд, выслушав представителей сторон, заключение прокурора Григорьевой И.И., исследовав материалы дела, находит заявление прокурора Республики Бурятия подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представителями ответчиков - Президента Республики Бурятия Сидоренко Л.В., Народного Хурала Республики Бурятия Усеновым К.О. заявленные требования прокурора Республики Бурятия признаны в полном объеме. Суд считает возможным признание представителями Президента Республики Бурятия и Народного Хурала Республики Бурятия принять, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц. Признание заявления в силу ст. 165 КОАП РСФСР является основанием для вынесения решения об удовлетворении заявленных требований.
Исходя из изложенного, ст. ст. 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10 Закона Республики Бурятия "Об административной ответственности за нарушения установленного порядка управления" подлежат признанию противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
В соответствии со статье 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение по делу или сообщение о решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован закон.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РСФСР, суд
решил:
Заявление Прокурора Республики Бурятия удовлетворить.
Признать статьи 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10 Закона Республики Бурятия № 117-I "Об административной ответственности за нарушение установленного порядка управления" противоречащими Федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.