ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 18.12.2000 № 426
"О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2001 - 2003 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2000 г. № 426
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2001 - 2003 ГОДЫ
В целях реализации Федерального закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу по улучшению условий и охраны труда на 2001 - 2003 годы.
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социального развития Республики Бурятия.
3. Министерству труда и социального развития Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) предусматривать в бюджете Республики Бурятия на 2001 - 2003 годы целевое финансирование Республиканской программы по улучшению условий и охраны труда на 2001 - 2003 годы.
4. Рекомендовать главам местного самоуправления районов и городов республики разработать и утвердить соответствующие программы по улучшению условий и охраны труда на 2001 - 2003 годы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по социальной политике Ханхалаева Е.К.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
В.Е.ГУЛГОНОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 18.12.2000 № 426
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
НА 2001 - 2003 ГОДЫ
Паспорт
Республиканской программы по улучшению условий
и охраны труда на 2001 - 2003 годы
--------------T--------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Республиканская программа по улучшению условий и ¦
¦Программы ¦охраны труда на 2001 - 2003 годы ¦
+-------------+--------------------------------------------------+
¦Основание для¦Законы Российской Федерации "Об основах охраны ¦
¦разработки ¦труда в Российской Федерации", "Об обязательном ¦
¦Программы ¦социальном страховании от несчастных случаев на ¦
¦ ¦производстве и профессиональных заболеваний", ¦
¦ ¦"О промышленной безопасности опасных ¦
¦ ¦производственных объектов" ¦
+-------------+--------------------------------------------------+
¦Разработчики ¦Министерство труда и социального развития ¦
¦Программы ¦Республики Бурятия ¦
+-------------+--------------------------------------------------+
¦Исполнители и¦Министерство труда и социального развития ¦
¦соисполнители¦Республики Бурятия, Министерство финансов ¦
¦ ¦Республики Бурятия, Министерство здравоохранения ¦
¦ ¦Республики Бурятия, Комитет госслужбы, кадровой ¦
¦ ¦политики и по работе с местным самоуправлением ¦
¦ ¦Администрации Президента и Правительства ¦
¦ ¦Республики Бурятия, Гострудинспекция в Республике ¦
¦ ¦Бурятия, Центр госсанэпиднадзора в Республике ¦
¦ ¦Бурятия, Объединение организаций профсоюзов ¦
¦ ¦Республики Бурятия, Ассоциация развития персонала ¦
¦ ¦на производстве, органы местного самоуправления и ¦
¦ ¦заинтересованные предприятия, организации ¦
+-------------+--------------------------------------------------+
¦Цель ¦Создание условий труда, соответствующих ¦
¦Программы ¦требованиям сохранения жизни и здоровья работников¦
¦ ¦в процессе трудовой деятельности. ¦
¦ ¦Снижение уровня производственного травматизма и ¦
¦ ¦профессиональной заболеваемости в республике. ¦
¦ ¦Обеспечение гарантий со стороны государства по ¦
¦ ¦охране труда и требуемого уровня социальной защиты¦
¦ ¦работников, осуществляющих трудовую деятельность ¦
+-------------+--------------------------------------------------+
¦Задачи ¦Осуществление мониторинга и анализ текущей ¦
¦Программы ¦ситуации в области условий и охраны труда ¦
¦ ¦работников в организациях всех форм собственности.¦
¦ ¦Разработка и принятие нормативно - правовых актов,¦
¦ ¦обеспечивающих надлежащий уровень безопасности ¦
¦ ¦труда, предотвращение несчастных случаев и ¦
¦ ¦профилактику профессиональных заболеваний. ¦
¦ ¦Определение необходимых мер по формированию ¦
¦ ¦системы экономического стимулирования организаций ¦
¦ ¦независимо от организационно - правовых форм, ¦
¦ ¦осуществляющих мероприятия по созданию здоровых и ¦
¦ ¦безопасных условий труда. ¦
¦ ¦Осуществление мер по реализации прав потерпевших ¦
¦ ¦на производстве на медицинскую, социальную и ¦
¦ ¦профессиональную реабилитацию. ¦
¦ ¦Совершенствование системы методического и ¦
¦ ¦информационного обеспечения охраны труда и ¦
¦ ¦проведение пропаганды безопасности труда. ¦
¦ ¦Совершенствование системы подготовки и повышения ¦
¦ ¦квалификации руководителей, специалистов и ¦
¦ ¦персонала в области охраны труда ¦
+-------------+--------------------------------------------------+
¦Перечень ¦Нормативно - правовое обеспечение охраны труда. ¦
¦основных ¦Организационно - техническое обеспечение охраны ¦
¦мероприятий ¦труда. ¦
¦Программы ¦Лечебно - профилактическое и санитарно - ¦
¦ ¦гигиеническое обеспечение. ¦
¦ ¦Информационно - методическое обеспечение охраны ¦
¦ ¦труда, совершенствование системы непрерывного ¦
¦ ¦образования. ¦
¦ ¦Социальная, медицинская и профессиональная ¦
¦ ¦реабилитация работников, пострадавших на ¦
¦ ¦производстве ¦
+-------------+--------------------------------------------------+
¦Источники ¦Республиканский бюджет. ¦
¦финансирован.¦Средства организаций. ¦
¦Программы ¦Средства, полученные от штрафов за нарушение ¦
¦ ¦законодательства о труде и охране труда ¦
+-------------+--------------------------------------------------+
¦Сроки ¦2001 - 2003 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+-------------+--------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Снижение производственного травматизма, общей и ¦
¦конечные ¦профессиональной заболеваемости, повышение ¦
¦результаты ¦социальной защищенности и сохранение здоровья ¦
¦Программы ¦работников в процессе трудовой деятельности ¦
+-------------+--------------------------------------------------+
¦Контроль за ¦Министерство труда и социального развития ¦
¦реализацией ¦Республики Бурятия, Министерство финансов ¦
¦Программы ¦Республики Бурятия, Министерство экономики и ¦
¦ ¦внешних связей Республики Бурятия, Министерство ¦
¦ ¦здравоохранения Республики Бурятия, ¦
¦ ¦Гострудинспекция в Республике Бурятия, Центр ¦
¦ ¦госсанэпиднадзора в Республике Бурятия, ¦
¦ ¦Региональное отделение фонда социального ¦
¦ ¦страхования РФ по Республике Бурятия, ¦
¦ ¦Республиканская межведомственная комиссия по ¦
¦ ¦охране труда ¦
L-------------+---------------------------------------------------
Основные положения
Республиканской программы по улучшению условий
и охраны труда на 2001 - 2003 годы
Обоснование проблемы
В условиях формирования новых экономических отношений, либерализации экономики и приоритета принципов рыночных отношений в функционировании экономической системы государства обозначился новый круг проблем, связанных с соблюдением условий и требований охраны труда, сохранением здоровья работников предприятий и организаций всех организационно - правовых форм собственности. И, как следствие, особую важность приобретают задачи по формированию новых подходов в работе системы государственного управления охраной труда и обеспечением здоровья работающих.
Положение в сфере условий и охраны труда в республике за последние годы, несмотря на некоторые признаки улучшения, остается напряженным.
Продолжает оставаться высоким удельный вес работников, занятых на работах с условиями труда, не соответствующими требованиям по охране труда. Так, по данным Госкомстата Республики Бурятия, за 1999 год в основных отраслях экономики (промышленность, строительство, транспорт и связь) каждый шестой работник был занят на работах с условиями труда, не отвечающими действующим нормам и правилам, что в целом по республике составило около 16 тысяч человек или 17% от списочной численности работников. Кроме того, отмечается изменение структуры работников, работающих под воздействием вредных факторов производства. В 1999 году удельный вес работающих в условиях: повышенного уровня вибрации составил 4,2% от списочной численности работников (в 1998 г. - 3,7%), повышенной запыленности воздуха - 7,5% (в 1998 г. - 7,2%), повышенной загазованности воздуха - 7,0% (в 1998 г. - 6,1%). Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, в 1999 году составил 4,2% от списочной численности работающих, а в 1998 году - 3,6%, тогда как в среднем по России в 1999 году аналогичный показатель составил 2,7 процента. Также наблюдается дифференциация показателей доли работающих в условиях труда, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам, между предприятиями различных форм собственности. Так, в 1999 году удельный вес работающих в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам, в частном секторе экономики составил 17%, на предприятиях и организациях государственной и другой форм собственности - 11% и 20% соответственно.
Следствием неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость. В республике в 1999 году зарегистрировано 29 случаев хронических профессиональных заболеваний против 12 случаев в 1998 году. В то же время данные показатели не отражают истинного положения дел, так как имеет место значительное количество не выявленных профессиональных заболеваний в результате низкого качества проводимых медицинских осмотров.
Производственный травматизм в республике по-прежнему представляет серьезную опасность для здоровья и жизни значительного количества работников. По данным Госкомстата Республики Бурятия, из 871 предприятия, обследованного в течение 1999 года, на 217 пострадали от травм и временно утратили трудоспособность 779 человек, в том числе в промышленности - 323 человека, строительстве - 88 человек, на транспорте - 70 и в сельском хозяйстве - 147 человек. Из общего числа пострадавших 171 человек или 22% от общего количества пострадавших составляют женщины.
В результате травм на производстве за 1999 год погибло 35 человек. Наибольший уровень смертельного травматизма сложился в промышленности - 20 человек или 57% от всего числа несчастных случаев со смертельным исходом. Количество работников, получивших смертельную травму на предприятиях негосударственных форм собственности, составило около 2/3 от общего числа погибших.
Неудовлетворительно решаются вопросы улучшения условий и охраны труда женщин. В целом по республике в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам, в 1999 году трудилось 3395 женщин, что составило 10% от списочной численности работающих женщин. В 1999 году отмечено увеличение на 33%, по сравнению с показателями 1998 года, количества женщин, занятых тяжелым физическим трудом, что составило 298 человек. Также тяжелая ситуация сложилась в системе организации труда беременных женщин. На большинстве предприятий республики отсутствуют цеха и участки для перевода беременных женщин на работу с соответствующими условиями труда, в результате беременные женщины остаются на рабочих местах с условиями труда, несовместимыми с их положением, подвергая риску свое здоровье и здоровье будущих детей. Все это в дальнейшем проявляется в виде осложнений беременности и родов и приводит к росту врожденных пороков у детей. Так, по данным Минздрава Республики Бурятия, в 1998 году врожденные пороки были зарегистрированы у 716 детей (6,1% от всего количества родившихся), в 1999 году это количество выросло до 754 (6,6% от всего количества родившихся).
Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость за последние годы продолжают оставаться одной из актуальных социально - экономических проблем.
Основными причинами значительного уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются:
- износ основных производственных фондов, использование несовершенных и устаревших технологий, сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, что в целом обусловлено существенным сокращением в республике инвестиций в основной капитал;
- снижение ответственности работодателей и руководителей предприятий за состояние условий и охраны труда и, как следствие, ослабление производственной и технологической дисциплины;
- отсутствие действенного экономического и правового механизма улучшения условий и охраны труда;
- сокращение или отсутствие служб охраны труда в организациях различных форм собственности, низкий уровень культуры производства и недостаточная профессиональная подготовка работников, отвечающих за охрану труда на предприятиях;
- недостаточное обеспечение нормативной, справочной и учебно - методической литературой;
- неприменение средств индивидуальной защиты.
Указанные причины носят сложный, комплексный характер и требуют проведения целенаправленной работы, во многом выходящей за рамки проблем управления охраной труда.
Сложное финансовое состояние многих предприятий республики не позволяет проводить реконструкцию и модернизацию своих производственных мощностей в полном объеме. В ряде случаев положение усугубляется откровенным игнорированием руководителей организаций, особенно в сфере малого предпринимательства, решений проблем улучшения условий и охраны труда работников. За 1999 год затраты на мероприятия по охране труда на одного работающего, в целом по республике, составили 477 рублей, в то время, как в среднем по Российской Федерации на аналогичные цели было израсходовано на одного работника 627 рублей. Отдельные руководители предприятий и организаций недооценивают роль и значение служб охраны труда, не поддерживают их в работе, зачастую сокращают численность их работников, а то и вовсе ликвидируют службы.
До сих пор не создан и не работает в полной мере механизм экономической заинтересованности работодателя в создании и обеспечении на производстве безопасных условий труда, создающий прочную финансовую основу обеспечения охраны труда.
В последние годы активно развивается малый и средний бизнес. Приведенные ранее данные об удельном весе работающих в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам на предприятиях и в организациях различных форм собственности, а также другие показатели свидетельствуют о наличии проблем с соблюдением условий и охраны труда работников в частном секторе экономики. Решение данных проблем в условиях рыночной экономики предполагает построение принципиально нового подхода к регулированию трудовых отношений в области условий и охраны труда, осуществление государственного управления с использованием рыночных регуляторов.
Сложившаяся ситуация определяет необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда в республике.
Республиканская программа по улучшению условий и охраны труда на 2001 - 2003 годы (далее - Программа) разработана Министерством труда и социального развития Республики Бурятия совместно с заинтересованными организациями в соответствии и в целях реализации Федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в республике;
- обеспечение гарантий со стороны государства по охране труда и требуемого уровня социальной защиты работников, осуществляющих трудовую деятельность.
Для достижения указанных целей Программа предусматривает выполнение следующих основных задач:
- осуществление мониторинга и анализ текущей ситуации в области условий и охраны труда работников в организациях всех форм собственности;
- разработка и принятие нормативно - правовых актов, обеспечивающих надлежащий уровень безопасности труда, предотвращение несчастных случаев и профилактику профессиональных заболеваний;
- определение необходимых мер по формированию системы экономического стимулирования организаций независимо от организационно - правовых форм, осуществляющих мероприятия по созданию здоровых и безопасных условий труда;
- осуществление мер по реализации прав потерпевших на производстве на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
- совершенствование системы методического и информационного обеспечения охраны труда и проведение пропаганды безопасности труда;
- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала в области охраны труда.
Приоритетные направления мероприятий Программы определены в соответствии с ее целями и задачами и во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Нормативно - правовое обеспечение охраны труда
В данном разделе Программой предусматриваются:
- разработка и внедрение Положения об организации работы службы охраны труда в организации;
- разработка и реализация планов (программ) по улучшению условий труда женщин в Республике Бурятия;
- разработка Положения по организации и проведению смотра - конкурса на лучшую организацию работ по охране труда в Республике Бурятия;
- разработка Рекомендаций (Положения) об организации работы по охране труда на малых предприятиях.
Организационно - техническое обеспечение охраны труда
Одним из основных направлений этого раздела Программы является разработка территориальных (городских и районных) программ улучшения условий и охраны труда.
Программой предусматривается продолжение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, совершенствование работ по проведению государственной экспертизы условий труда.
Оказание методической и практической помощи организациям в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и дальнейшей сертификации работ по охране труда.
Лечебно - профилактическое и санитарно - гигиеническое
обеспечение
Основная задача этого направления состоит в реализации мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний и совершенствованию системы профилактических медицинских осмотров.
Информационно - методическое обеспечение охраны труда,
совершенствование системы непрерывного обучения
Основной целью данного направления является повышение профессионального уровня руководителей и специалистов организаций в области охраны труда на базе учебного центра Ассоциации развития персонала на производстве Республики Бурятия.
Предусматривается осуществлять на постоянной основе подготовку и повышение уровня знаний по охране труда руководителей органов исполнительной власти. Также планируется разработать учебные программы по охране труда и участвовать в работе Российской информационной системы нормативно - правового обеспечения субъектов экономической деятельности по вопросам охраны труда (РИСОТ). Подключение к сети РИСОТ позволит увеличить оперативность получения новейшей нормативно - правовой документации в области условий и охраны труда.
Социальная, медицинская и профессиональная
реабилитация работников, пострадавших на
производстве
Основным направлением данного раздела Программы является осуществление реабилитационных мер для работников, получивших травму и профессиональное заболевание на производстве.
Организация управления, механизм реализации Программы
и контроль за ее выполнением
Государственным заказчиком, возглавляющим управление реализацией Программы, является Министерство труда и социального развития Республики Бурятия.
Оперативное управление реализацией Программы (исполнительские функции) осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Бурятия.
Финансирование Программы предусматривается за счет средств республиканского бюджета исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год, представленной государственным заказчиком и принятой с учетом возможностей бюджета и потребностей Программы, а также средств предприятий и организаций, участвующих в ее реализации.
Соответствующие исполнители, согласно перечню мероприятий Программы, ежеквартально с нарастающим итогом не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом месяца, предоставляют в Министерство труда и социального развития Республики Бурятия информацию о выполнении работ по Программе.
Министерство труда и социального развития Республики Бурятия ежегодно до 1 февраля текущего года представляет в Министерство финансов Республики Бурятия и Министерство экономики и внешних связей Республики Бурятия доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств.
Отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы ежегодно заслушиваются на заседании республиканской межведомственной комиссии по охране труда.
Ожидаемые социально - экономические
результаты Программы
Реализация Программы позволит сохранить здоровье и трудовой потенциал работающих, укрепить нормативную и правовую базу системы управления охраной труда, повысить эффективность работы служб охраны труда в организациях и уровень профессиональной подготовки кадров.
Социальный эффект от реализации Программы выразится в увеличении социальной защищенности работающих, в сокращении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, и повышении безопасности труда, что повлечет за собой снижение уровня общей и профессиональной заболеваемости и производственного травматизма в республике.
Экономический эффект от улучшения условий и охраны труда ожидается:
- в повышении производительности труда, эффективности использования оборудования за счет сокращения потерь рабочего времени, снижения простоев оборудования;
- в снижении затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности, выплат в связи с потерей кормильца и других социальных выплат по возмещению работникам вреда, причиненного травмами и профессиональными заболеваниями;
- в предотвращении материального ущерба от аварий, вызванных износом оборудования и использованием устаревших технологий;
- в снижении затрат на льготы и компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда.
Перечень мероприятий
Республиканской программы по улучшению условий
и охраны труда на 2001 - 2003 годы