Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Бурятия91.txt.404
Бурятия

ЗАКОН Республики Бурятия от 02.06.1993 № 333-XII
"О ВОДЕ"
(принят Верховным Советом РБ 02.06.1993)

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 127, 08.07.1993
"Ведомости Верховного Совета Республики Бурятия", № 8, 1993


Утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 07.03.2001 № 660-II, вступившего в силу со дня официального опубликования в газете "Бурятия".



2 июня 1993 года № 333-XII

   ------------------------------------------------------------------


РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

ЗАКОН

О ВОДЕ

Принят
Верховным Советом
Республики Бурятия
2 июня 1993 года

Закон Республики Бурятия "О воде" основывается на Федеративном договоре, Конституции Республики Бурятия, декларации о государственном суверенитете Республики Бурятия, Законах Российской Федерации и Республики Бурятия.
Закон содержит правовые, экономические и социальные основы рационального использования и охраны водных ресурсов и направлен на защиту интересов народов Республики Бурятия, а также прав и обязанностей водопользователей.
Озеро Байкал является особо охраняемым водным объектом. Режим его использования и охраны определяется Законом Российской Федерации "О Байкале", настоящим Законом и другими нормативными актами Российской Федерации и Республики Бурятия.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи Закона "О воде"

Задачами настоящего Закона являются регулирование водных отношений в целях обеспечения и рационального использования вод для нужд населения и хозяйственной деятельности; охрана вод от загрязнения, засорения и истощения; предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод; соблюдение других экологических требований, а также создание юридической основы укрепления законности, правопорядка и защиты интересов Республики Бурятия, прав и обязанностей в области использования и охраны вод.

Статья 2. Государственный водный фонд

1. Совокупность водных объектов, расположенных на территории республики, образует государственный водный фонд Республики Бурятия, являющийся частью единого государственного водного фонда Российской Федерации.
2. К водным объектам относятся:
а) реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие естественные и искусственные водотоки и водоемы;
б) снежники;
в) подземные воды.
3. В состав государственного водного фонда не включаются непроточные водоемы естественного и искусственного происхождения на земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц, а также пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения. Заключение о неперспективности для этих целей первых от поверхности водоносных горизонтов выдается государственным органом управления фондом недр или его территориальным подразделением.
Водные объекты, включенные в состав государственного водного фонда, подлежат регистрации в государственном водном кадастре.
Государственный фонд находится под защитой и охраной государства.

Статья 3. Собственность на водные объекты

В соответствии с Конституцией Республики Бурятия и Федеративным договором все водные объекты, расположенные на территории Республики Бурятия, являются достоянием (собственностью) народов Республики Бурятия.
Водные объекты, расположенные на территории Республики Бурятия и других субъектов Российской Федерации, могут быть отнесены по взаимной договоренности к Федеральной собственности Российской Федерации.
Водные объекты, акватории которых полностью расположены на территории Республики Бурятия, а также трансграничные и пограничные водные объекты, расположенные на территории республики, являются собственностью Республики Бурятия.
Водные объекты государственного водного фонда приватизации не подлежат.

Статья 4. Водные отношения

Водные отношения на территории Республики Бурятия регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним другими нормативными актами, а также бассейновыми, межреспубликанскими и международными соглашениями по использованию и охране вод.
Водные отношения, связанные с использованием и охраной земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются соответствующими Законами Республики Бурятия на основе принципа взаимосвязи, взаимодополнения и непротиворечивости с настоящим Законом.
Республика Бурятия обладает всей полнотой власти по регулированию водных отношений, самостоятельно решает вопросы размещения производственных и хозяйственных объектов, обеспечивает комплексное экономическое и социально - культурное развитие на всей территории за исключением полномочий, переданных добровольно в ведение Российской Федерации.

Статья 5. Компетенция Республики Бурятия в области использования и охраны водных ресурсов

Ведению Республики Бурятия в области регулирования водных отношений подлежит:
а) распоряжение единым государственным водным фондом на территории республики;
б) установление порядка пользования водами, охрана от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение и ликвидация вредного воздействия на них;
в) утверждение республиканских схем комплексного использования и охраны вод, водохозяйственных балансов;
г) осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод, координация деятельности природоохранных служб, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения;
д) разработка, утверждение и реализация республиканских программ рационального использования водных ресурсов и охраны их от загрязнения, засорения и истощения, финансирование этих программ;
е) ведение государственного водного кадастра на республиканском уровне, учет и оценка состояния водных ресурсов;
ж) организация и ведение мониторинга водных объектов по единой государственной программе;
з) установление порядка ведения платного водопользования, дифференцированных ставок платы за пользование водными ресурсами, за сброс вредных веществ в водные объекты;
и) организация природно - заповедного дела;
к) экологическое воспитание, образование и просвещение, обеспечение населения необходимой экологической информацией;
л) организация и установление порядка выдачи лицензий на водопользование;
м) определение правовых основ регулирования водных отношений в республике;
н) ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением водного законодательства, лицензий на использование водных ресурсов.

Статья 6. Компетенция районов (городов) в области использования и охраны водных ресурсов

Ведению районов (городов) в сфере регулирования водных отношений подлежит:
а) согласование вопросов о предоставлении водных объектов в пользование, связанных с соблюдением социально - экономических и экологических интересов населения и отводом земельных участков;
б) предоставление в обособленное пользование замкнутых (непроточных) водоемов, находящихся в пределах территории района (города), источников минеральных вод, имеющих местное (районное) значение;
в) выдаче разрешений на пользование подземными водами путем устройства шахтных колодцев и скважин глубиной до 20 м, а также каптажей источников;
г) установление условий и порядка общего водопользования на водных объектах, находящихся на территории районов (городов);
д) введение ограничений, вплоть до приостановки или прекращения пользования водными объектами или их частями на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде;
е) планирование, финансирование и материально - техническое обеспечение водоохранных мероприятий;
ж) экологическое воспитание, образование и просвещение, обеспечение населения необходимой экологической информацией.

Статья 7. Полномочия общественных организаций и граждан в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод

1. Общественные организации принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение рационального использования и охраны вод в соответствии с их уставами (положениями) и законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
2. Граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод путем непосредственного участия в проведении необходимых работ, внесения предложений об улучшении использования и охраны вод. Сообщают об известных им нарушениях правил использования и охраны вод.
3. Граждане имеют право:
а) требовать от соответствующих органов предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии водных объектов и принимаемых мерах по их охране;
б) требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологических вредных объектов; ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий, оказывающих отрицательное влияние на состояние водных объектов и здоровье человека;
в) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
4. Общественные организации, выполняющие экологические функции, имеют право:
а) разрабатывать и пропагандировать экологические программы, защищать права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной водоохранной деятельности;
б) оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями водоохранного законодательства, создавать общественные фонды на охрану окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;
в) требовать назначения экологической экспертизы и рекомендовать своих представителей для участия в экологической экспертизе по вопросам размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов, влияющих на состояние водных ресурсов;
г) требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении водных объектов и мерах по их охране;
д) организовывать собрания, митинги, пикеты, демонстрации, петиции, входить с предложениями по обсуждению проектов, реализация которых прямо или косвенно может оказывать влияние на состояние водных ресурсов.

Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
И ОХРАНОЙ ВОД

Статья 8. Принципы и система управления использованием и охраной вод

1. Государственное управление использованием и охраной вод осуществляется Правительством Республики Бурятия, местной администрацией, специально уполномоченным на то органом управления водными ресурсами.
Управление использованием и охраной вод базируется на бассейновом в сочетании с административно - территориальным принципом.
Бассейновый принцип обеспечивает управление использованием и охраной водных объектов в пределах бассейна, как единого природно - хозяйственного комплекса при соблюдении интересов всех водопользователей и допустимых норм воздействия на водные объекты.
2. Специально уполномоченный орган управления водными ресурсами осуществляет деятельность в сфере регулирования водных отношений в пределах полномочий, предоставляемых ему органами государственно власти Российской Федерации и Республики Бурятия.

Статья 9. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов

Государственный контроль за использованием и охраной вод имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми водопользователями установленного настоящим Законом порядка пользования водами, выполнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил ведения учета вод, а также иных правил, установленных водным законодательством.
Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляется местной администрацией и специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

Статья 10. Государственный учет использования вод

Государственный учет использования вод осуществляется органом управления водными ресурсами.
Государственный учет использования вод имеет своей задачей установление количества и качества вод, данных об использовании вод для нужд населения и хозяйственных нужд.
Планирование использования вод должно обеспечивать научно обоснованное распределение вод между водопользователями с учетом первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, охрану вод и предупреждение их вредного воздействия. При планировании использования вод учитываются данные государственного водного кадастра, водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования и охраны вод.
Порядок ведения государственного учета вод и их использования устанавливается правительством Российской Федерации.

Статья 11. Государственный водный кадастр, водохозяйственные балансы и схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов

1. Государственный водный кадастр представляет собой систематизированный, постоянно пополняемый и при необходимости уточняемый свод сведений о водных объектах, составляющих единый государственный водный фонд, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод, а также сведения о водопользователях.
2. Порядок ведения государственного водного кадастра устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Водохозяйственные балансы предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов и являются основой для принятия решений по вопросам использования и охраны водных ресурсов.
4. Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения основных водохозяйственных мероприятий, подлежащих осуществлению для удовлетворения перспективных потребностей в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны государственного водного фонда.
5. Составление водохозяйственных балансов и разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов осуществляется государственным органом управления водными ресурсами.

Статья 12. Государственный мониторинг водных объектов

1. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой целенаправленную систему регулярных наблюдений за состоянием водных объектов и их изменением под воздействием природных, антропогенных и техногенных факторов. Целью государственного мониторинга является получение информации, оценка и прогнозирование состояния водных объектов и их взаимодействия с окружающей средой.
2. Порядок ведения государственного мониторинга водных объектов устанавливается правительством Российской Федерации в рамках единой государственной программы мониторинга окружающей природной среды.

Статья 13. Государственная экологическая экспертиза в области использования и охраны вод

1. Государственной экологической экспертизе в области использования и охраны вод в обязательном порядке подлежат предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, оказывающим влияние на состояние водных объектов на всей территории Республики Бурятия. Государственная экологическая экспертиза выполняется специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы устанавливается законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
3. Предоставление водных объектов в пользование разрешается только после проведения государственной экологической экспертизы.

Раздел III. ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья 14. Водопользователи

Водопользователями Республики Бурятия могут быть юридические и физические лица Российской Федерации и ее субъектов, а также иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства.

Статья 15. Объекты водопользования

В пользование предоставляются водные объекты, перечисленные в статье 2 п. 2 настоящего Закона на основании разрешения (лицензии), выдаваемого в установленном настоящим Законом порядке.

Статья 16. Виды водопользования

1. По хозяйственному целевому назначению водные объекты предоставляются в пользование при соблюдении предусмотренных законом требований и условий для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных, охотничьих, рекреационных нужд, добычи нерудных полезных ископаемых, торфа, сапропеля, строительства инженерных сооружений, проведения научно - исследовательских и других работ на водных объектах, а также сточных вод и иных надобностей.
2. По условиям предоставления водные объекты могут состоять в обособленном или совместном пользовании.
Обособленным следует считать такое водопользование, при котором конкретный водный объект - озеро, пруд, участок реки, часть водоносного горизонта, источник минеральных вод и т.д. - закреплен за одним водопользователем и предназначен для удовлетворения исключительно или преимущественно потребностей данного водопользователя.
При совместном водопользовании водный объект используется совместно двумя или более водопользователями.
3. По использованию технических средств водопользование разделяется на общее и специальное.
Общее водопользование осуществляется без применения сооружений или технических средств, влияющих на состояние вод.
Специальное водопользование осуществляется с применением технических средств, устройств и сооружений. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть также отнесено пользование водными объектами без применения сооружений или технических устройств, но оказывающее влияние на состояние вод.

Статья 17. Первичное и вторичное водопользование

Юридические и физические лица, пользующиеся водными объектами, являются первичными водопользователями.
Первичные водопользователи вправе разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование.
Условие вторичного водопользования, взаимные права и обязанности сторон оформляются договором между первичным и вторичным водопользователем.

Статья 18. Порядок и условия предоставления водных объектов в пользование

Право общего водопользования осуществляется бесплатно, без предварительного разрешения либо иного документального оформления за исключением случаев, когда право общего водопользования осуществляется на водных объектах, уже состоящих в обособленном пользовании.
Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений (лицензий).
Использование водных объектов по целевому назначению допускается при соблюдении специальных требований и условий, предусмотренных настоящим Законом.
2. Предоставление права пользования водными объектами, находящимися в обособленном пользовании, другим физическим и юридическим лицам допускается с согласия первичного водопользователя по договору на вторичное водопользование. Первичный водопользователь несет ответственность за всю водохозяйственную деятельность вторичного водопользователя. Передача права водопользования не допускается.
3. Пользование водными объектами, имеющими международное и межгосударственное значение, осуществляется в соответствии с соглашениями (договорами) между правительствами заинтересованных сторон.
4. Пользование водными объектами, акватории и бассейны которых находятся в пределах двух или более субъектов Федерации, осуществляется в соответствии с бассейновыми соглашениями, заключенными между правительством Республики Бурятия и заинтересованными субъектами Федерации.
5. Водные объекты предоставляются в краткосрочное и долгосрочное пользование на срок, определяемый целью водопользования и экологическим состоянием водного объекта. Краткосрочное пользование устанавливается до 3-х лет, долгосрочное от 3 до 25 лет. По истечении срока водопользования, установленного в лицензии, водопользователи могут получить новую лицензию или продлить действующую. Общее водопользование сроком не ограничивается.
6. Водопользование на территории Республики Бурятия, как и на территории Российской Федерации, платное, за исключением:
а) общего пользования;
б) водопользования физическими лицами, использующими водные ресурсы с применением простейших технических средств и устройств (копаные колодцы, забивные и буровые скважины, бытовые электрические насосы) для удовлетворения собственных потребностей в хозяйственно - питьевом водоснабжении и орошении приусадебных участков;
в) водопользования в коллективных садоводческих кооперативах, обществах как в порядке общего, так и в порядке специального водопользования.

Статья 19. Основания и порядок прекращения и изменения права пользования водными объектами

1. Право пользования прекращается в случаях:
а) добровольного отказа водопользователя от пользования водным объектом или его частью;
б) истечения срока пользования водным объектом по лицензии;
в) прекращения деятельности водопользователя;
г) использования водного объекта не по целевому назначению;
д) нерационального использования водного объекта, либо использования способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки;
е) невнесения платы за водопользование в течение квартала;
ж) неиспользования в течение одного года водного объекта, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями и строительства водохозяйственных сооружений;
з) смерти водопользователя и отсутствия правопреемника.
2. Прекращение права водопользования в случаях, предусмотренных в абзацах - "г", "д", "е", "ж" - настоящей статьи, производится без возмещения затрат, произведенных на улучшение водного объекта.
3. Право пользования водным объектом может быть временно приостановлено или ограничено правительством Республики Бурятия по представлению природоохранных органов и органов санэпиднадзора в случаях:
а) возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью населения, связанной с использованием водного объекта;
б) изменения условий водопользования, оговоренных в лицензии;
в) возникновения условий чрезвычайного положения (стихийных бедствий, аварийных ситуаций, военных действий и т.д.);
г) в случаях ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне;
д) невыполнения мероприятий, обеспечивающих безопасность граждан.
4. При выявлении нарушений условий водопользования на виновных водопользователей природоохранными органами налагается штраф.
5. В случаях непринятия мер по устранению выявленных нарушений и при невнесении платежей за водопользование природоохранные органы направляют правительству Республики Бурятия акт и заключение о необходимости прекращения водопользования.
6. Право пользования водными объектами прекращается путем аннулирования лицензии на водопользование.
Решение о прекращении права водопользования может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Статья 20. Лимитирование водопользования

1. Лимиты водопользования являются системой ресурсосберегающих и (или) экологических ограничений по водным объектам и представляют собой установленные на разрешенный срок пользования объемы предельно допустимого изъятия поверхностных и подземных вод, сброса вод и загрязняющих их веществ.
2. Лимиты водопользования устанавливаются специально уполномоченными на то государственными органами.

Статья 21. Государственная система лицензирования

1. Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающих информационную, аналитическую, экологическую и юридическую подготовку материала и их оформление.
Организация и порядок лицензирования водопользования устанавливается правительством Республики Бурятия.
2. Лицензия на водопользование является юридическим документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование водным объектом или его частью в определенных границах в соответствии с указанной целью на разрешенный срок пользования при соблюдении требований и условий, оговоренных лицензией.

Статья 22. Содержание лицензии

Лицензия должна содержать:
а) данные о целях пользования водным объектом;
б) указание границ на местности представляемого в пользование водного объекта и (или) границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с водопользованием;
в) лимиты водопользования;
г) срок действия лицензий и срок начала водопользования;
д) размер и условия платы за пользование водным объектом;
е) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране водных ресурсов и охране окружающей природной среды;
ж) соглашение о правах на информацию, получаемую в процессе водопользования.
Лицензия может содержать и другие условия пользования водными объектами, не противоречащие настоящему Закону.
Лицензии на извлечение использования вод предоставляются без проведения конкурсов и аукционов водопользователям действующих предприятий, независимо от форм собственности, приступивших к водопользованию до принятия указанного Закона.

Статья 23. Отказ в предоставлении лицензии

1. Органы, выдающие лицензию, могут отказать водопользователям в выдаче лицензии или предоставить временную лицензию на фиксированный ограниченный срок в случаях:
а) состав и свойства воды водного объекта не соответствуют нормативным требованиям по видам водопользования;
б) при возникновении дефицита водных ресурсов, превышающего критические значения водности для каждого отдельного водного объекта;
в) отсутствия необходимого проекта на пользование водными объектами;
г) несоблюдения действующих норм и правил в области использования и охраны вод, а также охраны окружающей среды;
д) отсутствия необходимых согласований и другой разрешительной документации.
2. Временная лицензия выдается в тех случаях, когда по социальным, технологическим либо экономическим требованиям водопользование не может быть приостановлено. При этом в лицензии оговаривается срок устранения выявленных недостатков.

Статья 24. Права и обязанности пользователей водными объектами

1. Водопользователи имеют право:
а) пользоваться водными объектами в тех целях, для которых они предоставлены, с соблюдением условий и требований, установленных в лицензии;
б) самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, связанную с использованием водного объекта.
2. Водопользователи обязаны:
а) рационально использовать водные объекты, обеспечивать экономное расходование воды, принимать меры к восстановлению и улучшению качества вод;
б) не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения ущерба здоровью населения, хозяйственным и природным объектам: земле, недрам, растительному и животному миру;
в) содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйственные, водоохранные сооружения и технические устройства, влияющие на состояние водных объектов и их водоохранные зоны, улучшать их эксплуатационные качества;
г) вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них;
д) соблюдать режим водоохранной зоны;
е) возмещать в полном объеме ущерб, причиненный водному объекту по вине водопользователя;
ж) принимать меры к поэтапному полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества;
з) информировать органы государственной власти, природоохранные органы о нарушении условий водопользования.

Статья 25. Защита прав водопользователей

1. Вмешательство государственных, хозяйственных и иных органов и организаций в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов запрещается, за исключением случаев нарушения водного законодательства.
2. Нарушенные права водопользователей подлежат восстановлению в порядке разрешения споров о водопользовании.
3. Убытки, причиненные нарушением прав водопользователей, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.
4. Изъятие водных объектов для государственных или общественных нужд допускается в исключительных случаях после возмещения водопользователю в полном объеме всех убытков, включая упущенную выгоду.
5. Споры о возмещении убытков рассматриваются судом или арбитражным судом.

Статья 26. Антимонопольные требования при водопользовании

1. Запрещаются действия водопользователя, занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление законных прав и интересов других водопользователей.
2. Запрещаются и признаются в установленном порядке недействительными соглашения водопользователей, являющихся потенциальными конкурентами, занимающими в совокупности доминирующее положение, если такие соглашения имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение законных прав и интересов других водопользователей.
3. Запрещаются и признаются недействительными решения правительства Республики Бурятия и природоохранных органов, которые имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или ущемление прав и законных интересов других водопользователей.
4. Ответственность за соблюдение требований антимонопольного законодательства в сфере водопользования несут должностные лица, осуществляющие государственный контроль за соблюдением водного законодательства.

Статья 27. Пользование водными объектами

Порядок пользования водными объектами для различных хозяйственных целей устанавливается нормативными актами Российской Федерации и Республики Бурятия.

Раздел IV. ОХРАНА ВОД И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ИХ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Статья 28. Общие требования по охране водных объектов

1. Все водные объекты и их ресурсы подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения.
2. Юридические и физические лица обязаны не допускать загрязнения, засорения, истощения водных объектов и водосборных площадей производственными, бытовыми отходами, выбросами, сточными водами, а также нефтяными, химическими продуктами, минеральными, органическими удобрениями и пестицидами, отходами горнодобывающей промышленности и обогатительных предприятий и другими веществами.
3. Сброс в водные объекты неочищенных ливневых, производственных, бытовых и других видов сточных вод, отходов и отбросов запрещается.
4. Собственники земли, землепользователи и землевладельцы не вправе возводить, реконструировать или ликвидировать гидротехнические сооружения и проводить иные мероприятия, затрагивающие интересы других водопользователей или вызывающие истощение и загрязнение водных объектов.
5. Технологии, сооружения, материалы, вещества, оказывающие воздействие на водные объекты, допускаются к использованию в хозяйственной деятельности лишь при наличии сертификата, удостоверяющего их соответствие установленным экологическим требованиям, обеспечивающим соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий.
6. Использование водных объектов для захоронения радиоактивных и особо опасных токсичных веществ запрещается. Порядок захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ устанавливается специальным законодательством Российской Федерации.
7. В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Требования по охране подземных вод

1. Юридические и физические лица, деятельность которых оказывает или может оказывать отрицательное воздействие на состояние подземных вод, обязаны принимать меры к защите подземных вод от загрязнения и истощения.
2. В местах залегания подземных вод, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, не допускается устройство накопителей твердых и жидких отходов, свалок, а также орошение сточными водами и строительство других объектов, которые могут быть источниками загрязнения подземных вод.
3. Бурение поглощающих скважин, а также использование отработанных месторождений, шахт, карьеров для сброса промышленных сточных вод запрещается в случаях, когда эти действия могут вызвать загрязнение водоносного горизонта, пригодного для питьевого водоснабжения, а также для удовлетворения других нужд населения.
4. Разведочные скважины, а также скважины, непригодные к эксплуатации или пользование которыми прекращено (в т.ч. самоизливающиеся), подлежат консервации или ликвидации в установленном порядке.
Самоизливающиеся скважины при возможности их дальнейшего использования подлежат оборудованию регулирующими устройствами.
5. Если при проведении буровых и других горных работ, связанных с поисками, разведкой и эксплуатацией месторождений полезных ископаемых, вскрыты подземные водоносные горизонты организации, проводящие горные работы, обязаны своевременно принять в установленном порядке меры к охране подземных вод. После использования скважины или горной выработки по назначению произвести ликвидационный тампонаж их в соответствии с установленными правилами.
6. На извлечение подземных вод при добыче полезных ископаемых, водопонижении при строительстве сооружений или защите от подтопления территорий и объектов, а также при строительстве и эксплуатации дренажных систем на мелиорированных землях должна оформляться лицензия на водопользование.
7. При проектировании, размещении, эксплуатации водозаборных и дренажных сооружений на подземных водных объектах должны быть соблюдены нормы допустимого воздействия на поверхностные водные объекты и земную поверхность.
8. Собственники земли, землепользователи обязаны предоставить в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства Республики Бурятия требуемую часть площади под строительство гидротехнических, водоохранных и других сооружений, связанных с перераспределением, восстановлением или охраной подводных объектов, с получением компенсации за нанесенный ущерб.

Статья 30. Требования к производству работ на землях водного фонда и водоохранных зонах

1. К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под прибрежные полосы отвода по берегам водных объектов, магистральных каналов и коллекторов.
2. В целях поддержания благоприятного водного режима водных объектов, предотвращения их от загрязнения, засорения и истощения устанавливаются водоохранные зоны. Водоохранные зоны водных объектов относятся к категории особо охраняемых территорий. Правовой режим этих зон определяется законодательством Республики Бурятия.
3. Земли водоохранных зон (кроме прибрежных полос) водных объектов предоставляются юридическим и физическим лицам в пользование при условии ограничения хозяйственной деятельности на них. Земли прибрежных защитных полос в пользование юридических и физических лиц не предоставляются, за исключением земель, предназначенных для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений, сооружений службы эксплуатации водного объекта, при наличии специальных лицензий.
4. Контроль за хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц в водоохранной зоне осуществляется государственным органом исполнительной власти и специально уполномоченным органом управления водными ресурсами и природоохранными органами.
5. На территории рекреационных зон, частично или полностью находящихся в водоохранных зонах, порядок обустройства, размещения объектов рекреации, их использования определяется требованиями настоящего Закона и соответствующими нормативными актами Республики Бурятия.
6. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос применение рубок главного пользования запрещается, кроме рубок санитарного и промежуточного пользования.
7. Лицензии на право пользования лесами водоохранных зон выдаются государственными органами лесного хозяйства Республики Бурятия на основе материалов лесоустройства.

Статья 31. Требования к нормированию воздействия на водные объекты

1. Нормативы предельно допустимых антропогенных нагрузок на водные объекты устанавливаются органом в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
2. Нормативы предельно допустимых антропогенных нагрузок на лов устанавливаются государственными органами управления использованием и охраной рыбных запасов и утверждаются правительством Республики Бурятия.

Статья 32. Экологические допуски и нормирование предельно допустимого безвозвратного изъятия поверхностного стока

1. С целью сохранения экологически безопасного состояния водных объектов органом государственного управления водными ресурсами устанавливаются экологические допуски и нормируется предельно допустимый объем безвозвратного изъятия поверхностного стока.
2. Покрытие потребностей водопользователей за счет экологического попуска не допускается.

Статья 33. Экологические требования по размещению, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию хозяйственных объектов

1. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и иных объектов, при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие учет забираемых и сбрасываемых вод, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, создание замкнутых систем технического водоснабжения, предупреждение вредного воздействия вод, охрану земель от засорения, подтопления или иссушения, сохранение благоприятных природных условий и ландшафтов в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
2. Решение о запрещении ввода объекта в эксплуатацию или приостановлении эксплуатации принимает правительство Республики Бурятия, в порядке, установленном законодательством Республики Бурятия.

Статья 34. Требования к недропользователям, деятельность которых оказывает влияние на состояние водных объектов

1. При геологическом изучении недр, добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны обеспечивать сохранность водных объектов, вести хозяйственную деятельность способами, предотвращающими загрязнение, засорение и истощение водных объектов.
2. Лицензии на право пользования недрами в случаях, когда использование недр может оказать вредное влияние на состояние водных объектов, выдаются в порядке, установленном законодательством о недрах.
3. Специально уполномоченный орган управления водными ресурсами и природоохранные органы осуществляют контроль за использованием недр в водных объектах и их водоохранных зонах и вправе приостановить, либо запретить работы, связанные с использованием недр, если это оказывает отрицательное воздействие на состояние водных объектов.

Статья 35. Зоны чрезвычайных экологических ситуаций

1. Зонами чрезвычайных экологических ситуаций объявляются водные объекты, их бассейны (часть водных объектов или их бассейнов), где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят негативные изменения, угрожающие жизни или здоровью людей, естественному состоянию водных объектов, их животному и растительному миру.
2. По степени антропогенного и стихийного воздействия на водные объекты устанавливается следующий статус зон чрезвычайных экологических ситуаций:
а) экологического риска;
б) экологического кризиса;
в) экологической катастрофы (бедствия).
Статус зон чрезвычайных экологических ситуаций и порядок деятельности в них определяется нормативными актами Республики Бурятия.
3. Зоны чрезвычайных экологических ситуаций на водных объектах объявляются и ликвидируются решением правительства Республики Бурятия на основании заключения государственной экологической экспертизы.

Статья 36. Обязанности землепользователей по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод

1. Землепользователи обязаны проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод в случаях:
а) наводнений, затоплений, подтоплений;
б) разрушения берегов, защитных дамб и других сооружений;
в) заболачивания и засоления;
г) эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений.
2. Выполнение неотложных мер по предупреждению паводков, стихийных бедствий и аварий на водных объектах возлагается на противопаводковые и другие специальные комиссии, создаваемые правительством Республики Бурятия.
Указания этих комиссий в пределах их полномочий обязательны для всех водопользователей.

Раздел V. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Статья 37. Особо охраняемые водные объекты

1. Особо охраняемые водные объекты - это природные водные экосистемы, имеющие особое экологическое, природоохранное, ресурсосберегающее, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение.
2. Особо охраняемым водным объектам придается статус государственных заповедников, национальных и природных парков, государственных памятников природы, государственных заказников. Они могут полностью (частично) или постоянно (временно) изыматься из хозяйственной деятельности и формировать резервный фонд.
3. В целях создания перспективной сети водных объектов, подлежащих особой охране, формируется резервный фонд особо охраняемых водных объектов, имеющих особое природоохранное, ресурсосберегающее, научное, культурное и рекреационное значение и не включенных в состав природно - заповедного фонда. Резервный фонд особо охраняемых водных объектов формируется на основе специально проводимых научных изысканий, финансируемых за счет средств бюджета.
4. Порядок образования и режим использования и охраны особо охраняемых водных объектов устанавливается законодательством Республики Бурятия.

Статья 38. Особо охраняемые водные объекты международного значения

Особо охраняемые приграничные водные объекты международного значения образуются в порядке, устанавливаемом межправительственными соглашениями в целях интеграции природоохранной деятельности разных стран, охраны местообитания мигрирующих водоплавающих и околоводных птиц, сохранения водных объектов, имеющих уникальное мировое значение.

Раздел VI. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Статья 39. Цели и задачи экономического регулирования

1. Экономическое регулирование пользования водными объектами имеет своей целью обеспечение рационального использования, охраны и восстановления водных объектов.
2. Задачи экономического регулирования:
а) установление экономических отношений на основе платности пользования водными объектами;
б) создание стабильной финансовой основы рационального использования и охраны водных объектов и их восстановления;
в) создание системы экономического стимулирования в области использования и охраны водных объектов и применение мер ответственности за нарушение водного законодательства.
3. Основными принципами установления экономических отношений являются:
а) платность всех видов водопользования независимо от форм собственности и результатов хозяйственной деятельности водопользователей, за исключением общего водопользования;
б) ответственность всех субъектов водных отношений за состояние водных объектов и рациональное использование водных ресурсов.

Статья 40. Виды платежей за водопользование

1. Платежи за водопользование включают:
а) платежи за право пользования водными объектами;
б) платежи за использование водных объектов и их ресурсов;
в) платежи за сверхлимитное и нерациональное использование вод;
г) платежи за загрязнение водных объектов;
д) сбор за выдачу лицензий.
2. Нормативы платы, порядок исчисления и распределение средств, поступающих в виде платежей за водопользование, устанавливаются правительством Республики Бурятия.
3. Плата за право пользования водными объектами поступает в бюджет Российской Федерации, бюджет Республики Бурятия и в местные бюджеты районов.
Платежи за право пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности поступают в бюджет Российской Федерации 30%, в бюджет Республики Бурятия 40%, в районные бюджеты 30%.
Платежи за право пользования водными объектами, находящимися в собственности Республики Бурятия, поступают в бюджет республики 50%, местный бюджет 50%.
4. Внебюджетные фонды восстановления и охраны водных объектов формируются из платежей:
а) за использование водных объектов с изъятием и без изъятия водных ресурсов;
б) за сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
в) за сверхлимитное и нерациональное использование вод;
г) штрафов за нарушение установленных условий водопользования;
д) средств от возмещения ущерба, причиненного водному объекту;
е) за выдачу лицензий.
5. Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты поступает в экологический фонд Республики Бурятия 90% и экологический фонд Российской Федерации - 10%. Средства экологического фонда Республики Бурятия направляются в размере не менее 80% на реализацию программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, в том числе на обезвреживание источников их загрязнения.

Статья 41. Фонд восстановления и охраны водных объектов Республики Бурятия

1. Фонд восстановления и охраны водных объектов создается для воспроизводства и улучшения качества водных ресурсов, реализации мероприятий по борьбе с вредным воздействием вод (наводнениями, подтоплениями, водной эрозией, селями, оползнями, наледями) и решения других неотложных водоохранных задач на территории Республики Бурятия.
2. Средства фонда восстановления и охраны водных объектов формируются за счет платежей, предусмотренных ст. 40 п. 4 настоящего Закона, а также:
а) добровольных пожертвований, взносов, инвалютных поступлений;
б) средств бюджетов Российской Федерации и Республики Бурятия, выделяемых на восстановление и охрану водных объектов. Средства внебюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов Республики Бурятия отчисляются во внебюджетный государственный фонд восстановления и охраны водных объектов Российской Федерации 30%, во внебюджетный фонд Республики Бурятия 40%, во внебюджетный фонд районов 30%.
3. Средства фонда восстановления и охраны водных объектов не облагаются налогом, кроме доходов от коммерческого использования средств.
4. Средства внебюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов Республики Бурятия расходуются на реализацию федеральных, республиканских и районных программ и мероприятий по комплексному использованию, восстановлению и охране водных объектов; защиту от вредного воздействия вод (наводнения, противопаводковые мероприятия, водные эрозии и т.д.); государственный мониторинг; учет и ведение государственного водного кадастра; научно - исследовательские и проектные работы, а также иные цели, связанные с рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов.
5. Деятельность фонда восстановления и охраны водных объектов регулируется положением, утверждаемым Верховным Советом Республики Бурятия.

Статья 42. Экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов

1. Стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов включает:
а) установление налоговых и иных льгот, предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении научно - технических достижений, обеспечивающих рациональное использование и охрану водных объектов, оборудования по водосбережению и контрольно - измерительных приборов;
б) надбавки к ценам за выпуск экологически чистой продукции без увеличения сброса в водные объекты загрязненных вод;
в) предоставление льготных кредитов на выполнение работ по восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;
г) освобождение от налога средств фонда восстановления и охраны водных объектов;
д) предоставление части средств фондов восстановления и охраны водных объектов предприятиям, организациям и гражданам для реализации мер по рациональному использованию и охране водных ресурсов;
е) введение специального, более жесткого налогообложения за применение экологически опасных технологий, влияющих на состояние водных объектов;
ж) установление повышенных норм амортизационных отчислений по водоохранным и водосберегающим фондам, обеспечивающее рациональное использование водных объектов и их ресурсов;
з) предоставление возможности продавать и покупать в пределах республики, района, отрасли, объединения права на выброс (сброс) загрязняющих веществ.
Система экономического стимулирования устанавливается правительством Республики Бурятия.
2. Заповедники, национальные парки, учреждения и организации, занятые в области охраны природы, восстановления и изучения водных объектов, освобождаются от налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

Раздел VII. РЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 43. Разрешение споров

Споры в области использования и охраны водных объектов, в том числе штрафов, налагаемых в административном порядке, разрешаются в судах и арбитражных судах.

Статья 44. Административная и уголовная ответственность за нарушение водного законодательства

1. Купля, продажа, дарение, обмен водных объектов, передача права водопользования и другие сделки в прямой или скрытой форме, нарушающие право собственности населения Республики Бурятия на водные объекты, недействительны.
2. Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также виновные в:
а) самовольном захвате водных объектов или самовольном использовании водных объектов;
б) заборе воды, изъятии других ресурсов водного фонда и отведении вод с нарушением условий, указанных в лицензии на пользование водными объектами;
в) загрязнении и засорении водных объектов;
г) вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение водных объектов, гибель водной и околоводной флоры и фауны или вредное воздействие вод;
д) нарушении водоохранного режима на водосборах, вызывающего их загрязнение, эрозию почв и другие вредные явления;
е) нарушении режима хозяйственной деятельности в пределах санитарных и водоохранных зон;
ж) самовольном производстве гидротехнических работ, добыче топляка, сапропеля, инертных материалов, полезных ископаемых и других работ, влияющих на состояние водного объекта;
з) невыполнение мероприятий и требований местной администрации по обеспечению безопасности граждан на воде;
и) повреждении водохозяйственных и водоохранных сооружений, информационных знаков и устройств, гидрометрических и гидрогеологических устройств и системы мониторинга водных объектов;
к) нарушении правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, устройств и измерительной аппаратуры;
л) нарушении правил пользования водными объектами для отдыха и спорта;
м) нарушении установленного порядка выдачи лицензий на пользование водными объектами;
н) нарушении порядка ведения мониторинга водных объектов, правил учета вод, водного кадастра;
о) сокрытии и искажении информации об аварийных ситуациях, залповых сбросах, других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов, статистической отчетности по использованию и охране водных ресурсов, - подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке.
3. Штрафу подвергаются:
а) граждане - от однократного до десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации;
б) должностные лица - от трехкратного до двенадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации;
в) организации, учреждения, предприятия и другие юридические лица - от 50000 до 500000 руб.
4. За указанные выше правонарушения может наступить уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации.
5. Административные взыскания налагаются природоохранными органами.
6. Законами Республики Бурятия может быть установлена ответственность и за другие виды нарушений водного законодательства.

Статья 45. Возмещение убытков, причиненных нарушением водного законодательства

1. Юридические и физические лица, причинившие вред водным объектам и их водоохранным зонам, обязаны восстановить их в прежнем состоянии, а при невозможности этого - возместить причиненный ущерб в полном объеме.
2. Средства в возмещение ущерба, причиненного водным объектам и их водоохранным зонам, поступают в фонд восстановления и охраны водных объектов Республики Бурятия.
3. Самовольно занятые водные объекты возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
4. Юридическим и физическим лицам возмещается ущерб, причиненный им в результате нарушения водного законодательства, добровольно либо по решению суда в полном объеме, включая упущенную выгоду за весь период до момента восстановления нарушенных прав.
В тех случаях, когда ущерб водному объекту причинен в результате непринятия органами власти мер по исключению негативного воздействия на водные объекты соответствующих административно - территориальных образований, возмещение ущерба производится в безакцептном порядке за счет средств соответствующих бюджетов.

Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 46. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации или Республики Бурятия установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Председатель Верховного Совета
Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
г. Улан-Удэ
2 июня 1993 года
№ 333-XII


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru