ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 10.10.2000
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ АБЗАЦЕВ 4 И 5 СТАТЬИ 1, ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 3, ЧАСТЕЙ 1, 2, 3, 4, 5, 6 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 198, 17.10.2000
"Собрание законодательства Республики Бурятия", № 14, 2000
Вступил в силу с 10 октября 2000 года (пункт 3 данного документа).
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2000 года
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ АБЗАЦЕВ 4 И 5 СТАТЬИ 1, ЧАСТИ 2
СТАТЬИ 3, ЧАСТЕЙ 1, 2, 3, 4, 5, 6 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"
Конституционный Суд Республики Бурятия в составе председателя К.А.Будаева, судей Г.В.Егоровой, А.Д.Улымжиева, с участием представителя прокурора Республики Бурятия Т.Ф.Магомедова, представителей Народного Хурала Республики Бурятия К.О.Усенова, Г.Ц.Митупова, представителей Президента Республики Бурятия А.П.Будацыренова, О.С.Диванова, руководствуясь статьей 100, частью 1 статьи 101 Конституции Республики Бурятия, статьями 3, 47, 50, 55 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" от 25 октября 1994 года (в редакции от 14 апреля 2000 года), рассмотрел в открытом заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия абзацев 4 и 5 статьи 1, части 2 статьи 3, частей 1, 2, 3, 4, 5, 6 статьи 4 Закона Республики Бурятия "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия" в связи с запросом прокурора Республики Бурятия.
Заслушав сообщение судьи - докладчика А.Д.Улымжиева, объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Бурятия
установил:
Прокурор Республики Бурятия оспаривает конституционность абзацев 4 и 5 статьи 1, части 2 статьи 3, частей 1, 2, 3, 4, 5, 6 статьи 4 Закона Республики Бурятия "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия" от 23 декабря 1997 года № 610-I, опубликованного в газете "Бурятия" № 8 от 16 января 1998 года, "Ведомостях Народного Хурала Республики Бурятия" № 21 за 1998 год.
1. В статье 1 Закона Республики Бурятия "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия", озаглавленной "Основные понятия", заявитель просит признать неконституционными положения абзацев 4 и 5:
"В Республике Бурятия исторически сложившимися конфессиями и верованиями являются Буддийская традиционная сангха России, древлеправославие, православие и шаманизм.
Конфессиональные новообразования - новые религиозные течения, объединения, возникающие в определенной этнокультурной или социальной среде, имеющие отличия от традиционных конфессий в содержании и формах религиозной теории и практики".
В названных абзацах даны правовые определения понятий, употребляемых в других оспариваемых положениях Закона (часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 4), причем с этими понятиями связывается законодательное установление различий в государственной регистрации религиозных организаций и в осуществлении миссионерской деятельности на территории Республики Бурятия.
Вместе с тем, в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 марта 2000 года № 45-ФЗ) определение данных понятий отсутствует и подобных различий в государственной регистрации религиозных организаций и в осуществлении миссионерской деятельности не предусмотрено.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закон нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон.
Часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно части 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации религиозные объединения равны перед законом.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации и частью 2 статьи 17 Конституции Республики Бурятия государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе от отношения к религии. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности.
Оспариваемые положения абзацев 4 и 5 статьи 1 Закона Республики Бурятия "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия" вступают в противоречие с указанными конституционными нормами.
2. Прокурор Республики Бурятия просит признать не соответствующей Конституции Республики Бурятия часть 2 статьи 3 Закона Республики Бурятия "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия", которая гласит: "Государственная регистрация религиозных организаций, находящихся в каноническом подчинении иностранных религиозных организаций, а также религиозных организаций, принадлежащих к конфессиональным новообразованиям, осуществляется при наличии положительного заключения Экспертно - консультативного Совета по делам религий при Правительстве Республики Бурятия.
"Государственная регистрация религиозных организаций, принадлежащих к исторически сложившимся конфессиям, осуществляется при наличии официального подтверждения вышестоящей религиозной организации".
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (статья 11) не предусматривает различий в государственной регистрации религиозных организаций в зависимости от их принадлежности к конфессиональным новообразованиям либо к исторически сложившимся конфессиям.
Таким образом, часть 2 статьи 3 Закона Республики Бурятия "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия" вступает в противоречие со статьей 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, часть 2 статьи 3 оспариваемого Закона не соответствует части 2 статьи 14, части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 17 Конституции Республики Бурятия.
3. В статье 4 Закона Республики Бурятия "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия" прокурор Республики Бурятия просит признать не соответствующими Конституции республики части 1, 2, 3, 4, 5, 6, закрепляющие порядок регистрации выдачи разрешения и свидетельства на осуществление миссионерской деятельности.
Федеральным законодательством не предусмотрены регистрация, выдача разрешений и свидетельств на осуществление миссионерской деятельности.
Оспариваемые положения статьи 4 Закона вступают в противоречие со статьей 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также со статьей 28 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", статьей 26 Конституции Республики Бурятия, согласно которым каждому гарантируются свобода совести свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними Из содержания указанных статей вытекает, что миссионерство является правом каждого человека и любой религиозной организации.
Положения частей 1, 2, 3, 4, 5, 6 статьи 4 данного Закона также не соответствуют части 2 статьи 14, части 2 статьи 19, части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 17 Конституции Республики Бурятия.
В части 2 статьи 11 Конституции Республики Бурятия предусмотрено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в республике, не должны противоречить ее Конституции, а также Конституции и законам Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 75 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия",
постановил:
1. Признать абзацы 4 и 5 статьи 1, часть 2 статьи 3, части 1, 2, 3, 4, 5, 6 статьи 4 Закона Республики Бурятия "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия" не соответствующими Конституции Республики Бурятия, ее статьям 11 (часть 2), 17 (часть 2), 26.
2. Согласно части 5 статьи 101 Конституции Республики Бурятия, части 5 статьи 3 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" абзацы 4 и 5 статьи 1, часть 2 статьи 3, части 1, 2, 3, 4, 5, 6 статьи 4 Закона Республики Бурятия "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия" утрачивают силу.
3. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
4. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" данное постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.