Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 26.09.2000
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 80 РЕГЛАМЕНТА НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 189, 04.10.2000
"Собрание законодательства Республики Бурятия", № 13, 2000


--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Народного Хурала РБ от 16.04.2002 № 1037-II, признавшего Постановление Народного Хурала РБ от 22.06.1995 № 146-I утратившим силу.



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2000 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 80
РЕГЛАМЕНТА НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Конституционный суд Республики Бурятия в составе председателя К.А.Будаева, судей А.Д.Улымжиева, Г.В.Егоровой, с участием представителя Президента Республики Бурятия А.П.Будацыренова, представителей Народного Хурала Республики Бурятия К.О.Усенова, Б.Г.Дандарон, руководствуясь пунктом "а" части 1 статьи 101 Конституции Республики Бурятия, пунктом "а" части 1 статьи 3, статьями 72, 73, и 74 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" (в редакции от 19 апреля 2000 года), рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 80 Регламента Народного Хурала Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 22 июня 1995 года № 146-I с изменениями, внесенными постановлениями Народного Хурала Республики Бурятия от 25 сентября 1996 года № 393-I, от 27 ноября 1996 года № 429-I, от 14 апреля 1998 года № 752-I, от 21 октября 1998 года № 51-II, от 22 июня 1999 года № 209-II, от 3 апреля 2000 года № 362-II.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Президента Республики Бурятия.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Г.В.Егоровой, объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Бурятия

установил:

В части 1 статьи 80 Регламента Народного Хурала Республики Бурятия закреплено: "Возражения Президента Республики Бурятия по отклоненному закону в течение 3 дней направляются Председателем Народного Хурала на рассмотрение комитетов. Совет Народного Хурала может направить закон с возражениями Президента на независимую экспертизу. Заключения комитетов по возражениям Президента обобщаются ответственным комитетом Народного Хурала, специально созданной комиссией Народного Хурала или согласительной комиссией, образуемой Народным Хуралом или его Советом и Президентом Республики Бурятия, и направляются Советом Народного Хурала на рассмотрение Народного Хурала со следующими предложениями:
1) одобрить закон в ранее принятой редакции;
2) принять закон в редакции, предложенной Президентом Республики Бурятия;
3) согласиться с отдельными изменениями в законе, предложенными Президентом Республики Бурятия;
4) согласиться с предложениями Президента Республики Бурятия о нецелесообразности принятия данного закона".
Президент Республики Бурятия считает, что данными положениями Регламента на него возложены дополнительные обязанности в случае отклонения закона предлагать новую редакцию закона или отдельные изменения в законе. Это противоречит Конституции Республики Бурятия.
Кроме того, Президент Республики Бурятия полагает, что иные предложения Совета Народного Хурала Народному Хуралу, например, создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту Республики Бурятия направить для работы в ней своих представителей или принять закон с учетом возражений Президента, Регламентом Народного Хурала не предусмотрены.
В соответствии с пунктом "б" статьи 74 Конституции Республики Бурятия Президент Республики Бурятия "вправе не позднее четырнадцати дней с момента поступления возвратить закон со своими возражениями в Народный Хурал Республики Бурятия для повторного обсуждения и голосования. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от общего числа избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, он в течение семи дней подлежит подписанию Президентом Республики Бурятия и обнародованию".
В статье 90 Конституции Республики Бурятия установлено:
1. Принятый закон в течение 7 дней направляется Президенту Республики Бурятия для подписания и обнародования.
2. Президент Республики Бурятия в течение 14 дней подписывает закон и обнародует его.
3. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления отклонит республиканский закон, то Народный Хурал Республики Бурятия вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от общего числа избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, он подлежит подписанию и обнародованию".
Согласно части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации общие принципы организации представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2000 года № 106-ФЗ) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцати дней с момента поступления указанного закона. Данный закон не возлагает на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязанность при использовании права вето предложить законодательному и представительному органу новую редакцию закона или отдельные изменения в законе.
Конституция Республики Бурятия, Закон Республики Бурятия "О Президенте Республики Бурятия от 14 марта 1994 года № 422-XII не предусматривают, что Президент Республики Бурятия обязан вносить в Народный Хурал новую редакцию закона или предлагать отдельные изменения в законе. Президент вправе возвратить закон со своими возражениями в Народный Хурал Республики Бурятия для повторного обсуждения и голосования.
Таким образом, указанные в пункте 1 статьи 80 Регламента Народного Хурала Республики Бурятия положения не только возлагают на Президента Республики Бурятия дополнительные обязанности, но и ограничивают его право вето. Это не соответствует Конституции Республики Бурятия и Закону Республики Бурятия "О Президенте Республики Бурятия", противоречит принципу разделения властей (часть 1 статьи 5 Конституции Республики Бурятия).
Часть 1 статьи 82 Конституции Республики Бурятия гласит: "Порядок деятельности и организация работы Народного Хурала Республики Бурятия определяются Конституцией Республики Бурятия, Законом о Народном Хурале Республики Бурятия и его Регламентом". Согласно статье 1 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" (в редакции Закона Республики Бурятия от 14 апреля 2000 года № 379-II) порядок деятельности Народного Хурала устанавливается Конституцией Республики Бурятия, настоящим Законом и Регламентом Народного Хурала. Регламент Народного Хурала Республики Бурятия утвержден Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия, входит в систему нормативных правовых актов Республики Бурятия, носит подзаконный характер, обязателен для всех участников законодательного процесса, в т.ч. и для Президента Республики Бурятия, и в связи с этим не должен противоречить Конституции Республики Бурятия, а также Конституции и законам Российской Федерации (статья 11 часть 2 Конституции Республики Бурятия).
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 75 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия", Конституционный суд Республики Бурятия

постановил:

1. Признать часть 1 статьи 80 Регламента Народного Хурала Республики Бурятия не соответствующей Конституции Республики Бурятия, ее статьям 5 (часть 1), 11 (часть 2), 74 (пункт "б"), 90 (часть 3).
2. Согласно части 5 статьи 101 Конституции Республики Бурятия часть 1 статьи 80 Регламента Народного Хурала Республики Бурятия утрачивает силу.
3. Согласно частям 1 и 2 статьи 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" настоящее постановление является окончательным, не подлежащим обжалованию и действует непосредственно.
4. Согласно части 1 статьи 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия настоящее постановление подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Республики Бурятия" и газетах "Бурятия" и "Буряад унэн".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru