ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 05.06.2000 № 183
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2000 г. № 183
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В целях исполнения Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" от 7 мая 1998 г., постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 "О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации", решения задач реформирования пенсионной системы, создания многоуровневой модели пенсионного обеспечения, а также руководствуясь необходимостью развития негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Бурятия как одной из основ развития внутреннего экономического и инвестиционного потенциала экономического роста в Республике Бурятия, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития негосударственного пенсионного обеспечения (прилагается).
2. Утвердить план первоочередных мероприятий по реализации Концепции развития негосударственного пенсионного обеспечения (прилагается).
3. Министерствам и ведомствам обеспечить выполнение мероприятий по реализации Концепции развития негосударственного пенсионного обеспечения.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
Н.И.БЫКОВ
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 05.06.2000 № 183
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Необходимость развития негосударственного
пенсионного обеспечения
Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет собой одну из острейших социально - экономических проблем в период перехода к рыночным отношениям. Ликвидация монополистической роли государства во всех сферах жизни общества, в том числе и экономической, создание принципиально другой финансово - кредитной системы, формирование рынка труда и связанная с этим перестройка отношений в сфере оплаты труда объективно требуют внедрения в систему пенсионного обеспечения страховых принципов, гарантирующих достаточный уровень жизни пенсионеров.
Период, прошедший после принятия Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения Российской Федерации, характеризовался углублением кризиса в пенсионной системе.
Объективными причинами финансовой нестабильности системы являются, с одной стороны, кризис неплатежей в экономике, с другой, ее несоответствие изменившимся социально - экономическим условиям в стране. В силу демографических факторов и уровня занятости в экономике нагрузка пенсионной системы на активную часть населения постоянно растет, а уровень пенсионного обеспечения падает.
Основными проблемами пенсионного обеспечения на данном этапе развития общества являются обеспечение своевременного финансирования выплаты пенсий и низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе пенсионных страховых взносов (29 процентов фонда оплаты труда).
Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и одновременно создать предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы, построенной на принципе "солидарности поколений", на общепризнанные принципы государственного пенсионного страхования и широкого развития негосударственных форм пенсионного обеспечения.
Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.
Негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) привлекают средства предприятий и частных лиц с целью формирования пенсионных активов в пользу определенных физических лиц с последующей выплатой этим лицам из данных активов дополнительной негосударственной пенсии при достижении ими установленных законом условий и оснований на право получения пенсии.
Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) способствует самообеспечению граждан, развитию социального партнерства между работодателями и персоналом, эффективному использованию свободных средств предприятий, ослаблению нагрузки на государственную пенсионную систему, а также содействует развитию региональных экономических программ.
2. Предпосылки для развития системы дополнительного
негосударственного пенсионного обеспечения
в Республике Бурятия
Негосударственные пенсионные фонды являются заметным источником инвестиций в экономику России. Совокупные активы негосударственных пенсионных фондов в России составили 17,2 млрд. рублей. За 9 месяцев 1999 года НПФ инвестировали в различные секторы экономики, финансового и фондового рынков 11,8 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в структуре НПО России занимают корпоративные негосударственные пенсионные фонды.
Для Республики Бурятия, в плане развития республиканских экономических программ, наиболее перспективным является развитие республиканских (территориальных) негосударственных пенсионных фондов, так как их деятельность ориентирована на инвестирование капиталов в пределах республики.
В республике существуют достаточные экономические условия для развития системы НПО: по данным Министерства экономики и внешних связей Республики Бурятия экономический рост, зафиксированный по итогам 1999 года, в 2000 году продолжит свое развитие. Так, прирост ВРП составит около 2 процентов, численность занятого населения возрастет на 5,3 тысячи человек, в том числе в материальном производстве - на 3 тысячи человек, при этом рост общего фонда заработной платы составит 40 процентов. Балансовая прибыль предприятий прогнозируется на уровне 740 млн. рублей (увеличение по сравнению с 1999 годом составит 440 млн. рублей), в т.ч. прибыль прибыльных предприятий достигнет уровня 1,6 млрд. рублей. Таким образом, устойчивое финансовое состояние прибыльных предприятий республики позволяет отвлечь определенную часть их средств в систему НПО.
Главной задачей, которую необходимо решить для полноценного развития республиканских пенсионных фондов, является выработка механизма поддержки их деятельности со стороны Правительства республики. При оказании государственной поддержки фонды в состоянии предоставить в распоряжение республиканских властей постоянный источник долговременных инвестиций, способный оказать значительное положительное влияние на развитие экономики региона.
3. Цели и принципы развития системы негосударственного
пенсионного обеспечения
Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, в свете реформирования пенсионной системы, преследует следующие цели:
- повышение социальной защищенности граждан путем создания и функционирования эффективных социально - финансовых институтов, позволяющих аккумулировать средства граждан, предприятий, приращивать их путем инвестирования в интересах республики и направлять на выплату дополнительных, помимо государственных, пенсий;
- улучшение инвестиционного климата в республике, создание эффективных организационно - правовых форм взаимодействия различных государственных и негосударственных институтов с целью максимального использования в республике инвестиционного ресурса системы НПО.
Система НПО должна носить социальный характер, она затрагивает интересы самых широких слоев населения. В этой связи на всех этапах построения системы НПО базовыми принципами ее функционирования должны быть:
1. Открытость - организационно - правовые схемы взаимодействия различных хозяйствующих субъектов, их роль, объемы обязательств и ответственности должны быть абсолютно открыты для всех участников системы НПО.
2. Информационная доступность - необходимо регулярное освещение в СМИ наиболее значимых событий в деятельности НПФ, участники НПФ должны иметь возможность в любой момент времени получить доступ к необходимой им информации, необходима устойчивая обратная связь.
3. Контролируемость - наблюдательным, контролирующим органам системы НПО необходимо осуществлять комплексный контроль за функционированием системы НПО, отслеживать и реагировать на информацию, поступающую от участников системы НПО.
4. Механизм реализации поставленных задач
Механизм реализации поставленных задач включает в себя:
1. Разработку мер по стимулированию и привлечению к участию в системе НПО как вкладчиков предприятий, организаций республики, так и частных лиц.
2. Разработку механизма направления аккумулированных с помощью Правительства Республики Бурятия системой НПО средств на финансирование приоритетных для республики инвестиционных проектов с обеспечением Правительством Республики Бурятия гарантий их надежности, сохранности и доходности.
3. Обеспечение гарантий участникам системы НПО.
4. Формирование положительного общественного мнения о системе НПО на республиканском уровне.
1. Для содействия в создании активов НПФ Правительству Республики Бурятия необходимо будет принять ряд нормативно - правовых актов и внести законопроекты в Народный Хурал Республики Бурятия, направленные на решение двух задач:
Первая - привлечение вкладчиков в систему НПО - решается через разработку механизма инвестирования активов НПФ для реинвестирования страховых взносов крупных предприятий - вкладчиков в реализацию их собственных инвестиционных проектов, а также осуществления вложений в инвестиционные проекты, поддерживаемые Правительством Республики Бурятия. Наравне с этими мерами необходимо предоставление самим негосударственным пенсионным фондам льгот по уплате региональных налогов.
Вторая - стимулирование к участию в системе НПО - решается через включение в условия принятия участия в республиканских конкурсах, тендерах предоставление льготных кредитов, квот, задействование в качестве вкладчика в республиканской системе дополнительного пенсионного обеспечения в устанавливаемом Правительством Республики Бурятия объеме.
На первом этапе реализации Концепции основной упор в работе по привлечению вкладчиков будет уделен предприятиям республики. На последующих этапах необходимо активизировать работу по привлечению в систему НПО организаций бюджетной сферы, населения.
2. Для того, чтобы аккумулированные с помощью Правительства Республики Бурятия средства НПФ "работали" на территории Республики Бурятия, необходимо разработать механизм по направлению активов НПФ в финансирование на паритетных началах инвестиционных проектов, поддерживаемых Правительством Республики Бурятия, а также в долговые обязательства Правительства Республики Бурятия - ценные бумаги, вполне отвечающие принципам надежности, сохранности и доходности размещения средств НПФ.
Для реализации поставленных задач стимулирования привлечения пенсионных активов и обеспечения их безрискового инвестирования необходима разработка системы соглашений и договоров, предусматривающая взаимные обязательства НПФ и Правительства республики.
3. Высокая социальная значимость проблемы предполагает механизмы законодательного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами, обеспечение государственных гарантий прав граждан - участников пенсионных фондов.
Перечень форм и методов, обеспечивающих гарантированное выполнение НПФ обязательств по выплате негосударственных пенсий, представляется следующим образом:
- институционально - управленческие: методы государственного регулирования деятельности НПФ (регистрация пенсионных правил, схем и инвестиционных деклараций, обязательная отчетность о результатах деятельности, контроль и надзор, осуществляемый компетентными органами государственной власти Республики Бурятия); контроль за выполнением пунктов системы соглашений и договоров, предусматривающих выполнение взаимных обязательств НПФ и Правительства республики; участие в управлении ими представителей органов исполнительной власти, вкладчиков и участников (их представительство в советах фондов, попечительских советах, создание общественных формирований вкладчиков либо участников); обязательные ежегодные оценки результатов деятельности фондов независимыми профессиональными организациями аудиторов и актуариев, обеспечение их открытости (информирование вкладчиков и участников, публикация данных о результатах работы в средствах массовой информации);
- нормативно - правовые: разработка и реализация норм законодательного регулирования, имущественная ответственность фондов в выполнении обязательств; обеспечение соблюдения договорных отношений;
- финансово - экономические: требования к минимальному размеру собственных средств, введение стандартов деятельности.
Реализация указанных методов будет способствовать формированию системы гарантий в негосударственном пенсионном обеспечении.
В целях реализации пенсионной реформы и развития системы НПО необходимо создание республиканской структуры развития системы НПО, работающей на постоянной основе, с участием представителей законодательной (по согласованию) и исполнительной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, самих ПФ, деятельность которой будет направлена на:
- создание правовых основ республиканской системы НПО;
- определение правовых схем участия в системе НПО государственных органов, финансовых и социальных институтов, граждан;
- разработка методов и осуществление контроля за функционированием системы НПО;
- разработка законодательных инициатив с внесением в представительный орган Российской Федерации в установленном порядке.
4. Успешное развитие негосударственного пенсионного обеспечения связано с изменением некоторых ценностных установок, сложившихся в обществе, и предполагает работу по формированию положительного общественного мнения о системе НПО на республиканском уровне. Эта работа включает в себя проведение информационной кампании в средствах массовой информации, основанной на объявлении участия и поддержки Правительством Республики Бурятия системы НПО; организацию и проведение "круглых столов" и семинаров по проблемам негосударственного пенсионного обеспечения, информирование работодателей о предпринимаемых мерах по развитию системы НПО, поднятие заинтересованности в участии в НПФ.
5. Ожидаемые результаты
- Создание в Республике Бурятия реально работающей системы негосударственного пенсионного обеспечения;
- Создание в республике внебюджетного источника инвестиционных ресурсов (постоянных и долгосрочных) для финансирования республиканских экономических программ;
- Повышение социальной защищенности населения республики;
- Максимальное использование собственных финансовых ресурсов и внутренних возможностей республики.
Утвержден
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 05.06.2000 № 183
ПЛАН
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
----T----------------------------T-------------T----------T----------------¬
¦ № ¦ Наименование мероприятий ¦Вид документа¦ Сроки ¦ Ответственные ¦
¦ ¦ ¦ ¦исполнения¦ ¦
+---+----------------------------+-------------+----------+----------------+
¦1. Подготовка нормативных правовых актов ¦
+---T----------------------------T-------------T----------T----------------+
¦1.1¦Включение в условия принятия¦постановление¦июль ¦Минэкономики, ¦
¦ ¦участия в республиканских ¦Правительства¦2000 г. ¦Минфин, ¦
¦ ¦конкурсах, тендерах ¦РБ ¦ ¦Госкомимущество ¦
¦ ¦обязательность участия в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качестве вкладчика системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦НПО для своих работников ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------------+----------+----------------+
¦1.2¦Придание системе ¦постановление¦июль ¦Минэкономики ¦
¦ ¦негосударственного ¦Правительства¦2000 г. ¦ ¦
¦ ¦пенсионного обеспечения ¦РБ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статуса социально значимой, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработка рекомендаций для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руководителей предприятий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетной сферы по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦привлечению работников в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систему НПО ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------------+----------+----------------+
¦1.3¦Разработка рекомендаций для ¦постановление¦июль ¦Минэкономики ¦
¦ ¦руководителей предприятий ¦Правительства¦2000 г. ¦ ¦
¦ ¦непроизводственной и ¦РБ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственной сферы по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦привлечению работников в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систему НПО ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------------+----------+----------------+
¦1.4¦Разработка проекта ¦Соглашение ¦август ¦Минэкономики, ¦
¦ ¦соглашения о совместной ¦ ¦2000 г. ¦Минсоцзащиты, ¦
¦ ¦деятельности НПФ с ¦ ¦ ¦Минфин, БРКЦБ ¦
¦ ¦Правительством РБ в области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦негосударственного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пенсионного обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------------+----------+----------------+
¦2. Организационные мероприятия ¦
+---T----------------------------T-------------T----------T----------------+
¦2.1¦Проведение разъяснительной ¦публикации в ¦2000 г. ¦МНПФ "Социальная¦
¦ ¦кампании среди населения ¦средствах ¦ ¦защита", ¦
¦ ¦Республики Бурятия по ¦массовой ¦ ¦заинтересованные¦
¦ ¦вопросам негосударственного ¦информации, ¦ ¦министерства и ¦
¦ ¦пенсионного обеспечения ¦теле-, радио-¦ ¦ведомства ¦
¦ ¦ ¦выступления ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------------+----------+----------------+
¦2.2¦Разработка пилотной ¦Программа ¦3 квартал ¦МНПФ "Социальная¦
¦ ¦программы по северным ¦ ¦2000 г. ¦защита" ¦
¦ ¦районам РБ, направленной на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внедрение системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦негосударственного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пенсионного обеспечения для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лиц, занятых на горных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работах и имеющих право на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦досрочный выход на пенсию, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на примере Баунтовского ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦района ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------------+----------+----------------+
¦2.3¦Разработка пилотной ¦Программа ¦3 квартал ¦МНПФ "Социальная¦
¦ ¦программы по внедрению ¦ ¦2000 г. ¦защита" ¦
¦ ¦системы негосударственного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пенсионного обеспечения в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Окинском районе ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------------+----------+----------------+
¦2.4¦Обобщение и распространение ¦ - ¦2000 - ¦МНПФ "Социальная¦
¦ ¦опыта реализации пилотных ¦ ¦2001 гг. ¦защита" ¦
¦ ¦программ по внедрению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы негосударственного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пенсионного обеспечения в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Баунтовском и Окинском ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦районах в районах Республики¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Бурятия ¦ ¦ ¦ ¦
L---+----------------------------+-------------+----------+-----------------