ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 02.06.2000
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 2, 5, 6, 9, 11 И СТАТЬИ 14 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 23 НОЯБРЯ 1999 ГОДА "ОБ АВТОМОБИЛЬНОМ И ГОРОДСКОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА Г.Г.ПОПОВА"
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 105, 07.06.2000
"Собрание законодательства Республики Бурятия", № 10, 2000
Вступил в силу со 2 июня 2000 года (пункт 4 данного документа).
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2000 года
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
СТАТЕЙ 2, 5, 6, 9, 11 И СТАТЬИ 14 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ
БУРЯТИЯ ОТ 23 НОЯБРЯ 1999 ГОДА "ОБ АВТОМОБИЛЬНОМ И
ГОРОДСКОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ
ГРАЖДАНИНА Г.Г.ПОПОВА
Конституционный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего К.А.Будаева, судей А.Д.Улымжиева, Г.В.Егоровой, с участием гражданина Г.Г.Попова и его представителя С.П.Поповой, представителей Народного Хурала Республики Бурятия К.О.Усенова, А.Г.Лубсанова, представителей Президента Республики Бурятия Л.П.Табалаева, О.С.Диванова, руководствуясь статьей 100, частью 3 статьи 101 Конституции Республики Бурятия, статьями 3, 47, 50, 55 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" от 25 октября 1994 года (в редакции от 19 апреля 2000 года), рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 5, 6, 9, 11 и статьи 14 Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба Г.Г.Попова на нарушение конституционных прав граждан положениями названного Закона.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Бурятия оспариваемые нормы, примененные при разрешении жалобы от 7 марта 2000 года заявителя Г.Г.Попова Прокуратурой Республики Бурятия.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Г.В.Егоровой, объяснения Г.Г.Попова, представителей сторон, мнение специалиста - заместителя руководителя Бурятского республиканского отделения Российской транспортной инспекции К.К.Кочергина, выступления приглашенных в заседание представителей от администрации г. Улан-Удэ В.В.Черемиса, В.Н.Халмактанова, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия
установил:
Заявитель Г.Г.Попов оспаривает конституционность абзаца двадцать шестого статьи 2, пункта "д" части второй статьи 5, пунктов "д", "е", "ж", "з", "и" статьи 6, пункта "в" части первой статьи 9, части 3 статьи 9, части 4 статьи 11 и статьи 14 Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия" от 23 ноября 1999 г. № 292-II, опубликованного в "Собрании законодательства Республики Бурятия", № 4, 1999; "Бурятия", № 236, 15.12.1999, Официальный вестник № 38.
1. В абзаце двадцать шестом статьи 2 Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия" предусматривается, что организатором пассажирских перевозок является орган государственной власти или местного самоуправления в Республике Бурятия, осуществляющий организацию, контроль и регулирование перевозок пассажиров. Данное положение соответствует пунктам "к", "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктам "к", "н" статьи 62 Конституции Республики Бурятия, пункту 5 статьи 52, пункту 6 статьи 61 и пункту 6 статьи 72 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 6 июля 1991 года № 1550-1 (в редакции от 24 июня 1992 г. № 3119-1, от 22 октября 1992 г. № 3703-1, от 28 апреля 1993 г. № 4881-1, от 22 декабря 1993 г. № 2265, от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ), пункту 20 части второй статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154 и части I статьи 19 Закона Республики Бурятия "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 5 сентября 1995 г., № 173-I, пункту 5 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200.
Таким образом, оспариваемое положение абзаца двадцать шестого статьи 2 Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия" не вступает в противоречие с федеральным и республиканским законодательством, не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина.
2. Согласно пункту "д" части 2 статьи 5 Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия" органы местного самоуправления регулируют тарифы на городские, пригородные и внутрирайонные пассажирские перевозки. Применительно к владельцам маршрутных такси это положение Закона вступает в противоречие со статьей 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. № 948-1 (в редакции от 24 июня 1992 г. № 3119-1, от 15 июля 1992 г. № 3310-1; от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ, от 6 мая 1998 г. № 70-ФЗ, от 2 января 2000 г. № 3-ФЗ), которая гласит, что запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения органов местного самоуправления с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), и не соответствует статье 32 Конституции Республики Бурятия.
3. Заявитель Г.Г.Попов считает, что пункты "д", "е", "ж", "з", "и" статьи 6 Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия" нарушают его права и свободы, гарантированные Конституцией Республики Бурятия.
Согласно пункту "д" статьи 6 Закона организация пассажирских перевозок включает определение в целях соблюдения интересов населения минимального и в целях обеспечения безопасности дорожного движения максимального количества транспортных средств на каждом маршруте и типа этих транспортных средств. Это положение соответствует абзацу третьему пункта 5 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте" и не вступает в противоречие с конституционными положениями о правах и свободах человека и гражданина.
Абзац первый пункта "е" статьи 6 Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия" предусматривает, что к организации пассажирских перевозок относится проведение конкурсов в целях привлечения перевозчиков на основе государственного (муниципального) заказа при недостаточности транспортных средств на маршруте либо в целях ограничения количества перевозчиков при превышении количества транспортных средств на маршруте, вызывающего угрозу безопасности дорожного движения. Это положение соответствует статье 10 Конституции Республики Бурятия, предусматривающей, что в Республике Бурятия обеспечиваются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, равенство всех форм собственности, их правовая защита, поддержка конкуренции, и части 2 статьи 32 Конституции Республики Бурятия, не допускающей экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Оно не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Абзац второй пункта "е" статьи 6 обжалуемого Закона предусматривает, что преимущественное право осуществлять перевозки отдается тем конкурсантам, которые подтвердят выполнение предусмотренных действующим законодательством льгот для определенных категорий населения. Это противоречит Закону Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Статья 7 данного Закона запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан. Оспариваемое положение Закона Республики Бурятия не соответствует статьям 10, 32 Конституции Республики Бурятия.
В пункте "ж" статьи 6 Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия" установлено, что к организации пассажирских перевозок относится нормирование скоростей движения транспортных средств. Данное положение соответствует абзацу четвертому пункта 5 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте". Оно не нарушает прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией Республики Бурятия.
В пункте "з" статьи 6 Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия" закреплено, что согласование (утверждение) графиков (расписаний) движения по маршрутам относится к организации пассажирских перевозок. Это соответствует пункту 5 статьи 52, пункту 6 статьи 61 и пункту 6 статьи 72 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", абзацу шестому пункта 5 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте". Указанное положение не противоречит Конституции Республики Бурятия.
Согласно пункту "и" статьи 6 Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия" управление движением транспортных средств и оперативный контроль за соблюдением перевозчиками правил пассажирских перевозок и регулярностью движения транспортных средств отнесены к организации пассажирских перевозок. Данное положение соответствует абзацу восьмому пункта 5 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте" и не нарушает конституционные права и свободы человека и гражданина.
4. В пункте "в" части 1 статьи 9 обжалуемого Закона Г.Г.Попов просит признать неконституционными только положения о прохождении водителями, управляющими транспортными средствами, предрейсового и послерейсового медицинских осмотров в организациях, имеющих соответствующую лицензию, и применение контрольно - кассовых машин.
В части прохождения водителями, управляющими транспортными средствами, предрейсового и послерейсового медицинских осмотров в организациях, имеющих соответствующую лицензию, пункт "в" части первой статьи 9 соответствует статьям 20, 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 15 ноября 1995 г. № 196-ФЗ (в редакции от 2 марта 1999 г. № 41), которые содержат нормы о медицинском обеспечении безопасности дорожного движения, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1996 г. № 350 (в редакции от 10 августа 1998 г. № 923), подпункту 2.3.2 пункта 2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 2, и Приказу Министра здравоохранения Российской Федерации от 29 апреля 1998 г. № 142.
Положение данного пункта, касающееся применения контрольно - кассовых машин, не соответствует части 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющей, что заключение договора пассажиром удостоверяется билетом, форма которого устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года № 745 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. № 1028, от 6 января 1997 г. № 11, от 19 декабря 1997 г. № 1607, от 7 августа 1998 г. № 904, от 3 сентября 1998 г. № 1027, от 21 ноября 1998 г. № 1364, от 7 января 1999 г. № 24) утверждены:
Положение по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин. Поскольку включение в упомянутый Перечень транспортных организаций, осуществляющих реализацию проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте, к которому относятся и маршрутные такси, произведено Правительством Российской Федерации не произвольно, а с учетом специфики деятельности по перевозке пассажиров, требующей соблюдения повышенных мер безопасности, а также соблюдения интересов пассажиров, то и ограничение субъектом Российской Федерации утвержденного Правительством Российской Федерации Перечня предприятий, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, также не может производиться произвольно.
Обязанность водителей при денежных расчетах применять контрольно - кассовые машины отвлекает водителя от управления транспортным средством и негативно отражается на безопасности дорожного движения. Водитель должен быть всегда в состоянии управлять своим транспортным средством (часть 5 статьи 8 Венской Конвенции ООН от 8 ноября 1968 года "О дорожном движении"). Оспариваемое положение Закона противоречит части 1 статьи 15 Конституции Республики Бурятия.
5. Часть 3 статьи 9 Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия" закрепляет, что перевозчики, выигравшие конкурсы, предусмотренные в статье 6 настоящего Закона, и заключившие с организатором перевозок договор (контракт), определяющий условия выполнения пассажирских перевозок, обязаны соблюдать условия этого договора (контракта). Это положение не соответствует части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Перевозчики, выигравшие конкурс, могут заключать с организатором перевозок договор (контракт) только на добровольной основе. Часть 3 статьи 9 оспариваемого Закона нарушает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной Законом экономической деятельности (часть 1 статьи 32 Конституции Республики Бурятия).
6. Г.Г.Попов просит признать неконституционным положение части 4 статьи 11 Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом транспорте в Республике Бурятия" о том, что контроль за соответствием транспортных средств требованиям по техническому состоянию и оборудованию, за соблюдением сроков и порядка проведения технического обслуживания транспортных средств наличием документов, подтверждающих соответствующее техническое состояние и оборудование транспортных средств, осуществляется организаторами пассажирских перевозок. Данное положение Закона вступает в противоречие с частью 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предусматривающей, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, и не соответствует части 1 статьи 32 Конституции Республики Бурятия.
7. Статья 14 обжалуемого Закона, предусматривающая периодичность и условия пересмотра тарифов на пассажирском транспорте, в отношении пассажирских перевозок осуществляемых владельцами маршрутных такси, противоречит статье 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статьям 10, 32 Конституции Республики Бурятия.
8. Статья 2 Конституции Республики Бурятия закрепляет, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы являются высшей ценностью в Республике Бурятия. Их признание, соблюдение и защита - главная обязанность государства. Республика Бурятия обеспечивает права и свободы человека и гражданина согласно положениям настоящей Конституции, Конституции Российской федерации и общепризнанным принципам и нормам международного права.
В части 2 статьи 11 Конституции Республики Бурятия предусмотрено, что Конституция Республики Бурятия имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению Республики Бурятия, является актом прямого действия и применяется на всей ее территории. Законы и иные правовые акты, принимаемые в республике, не должны противоречить ее Конституции, а также Конституции и законам Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 88 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" в редакции от 19 апреля 2000 г. Конституционный Суд Республики Бурятия
постановил:
I. Признать соответствующими Конституции Республики Бурятия оспариваемые положения Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия" от 23 ноября 1999 года № 292-II:
1) абзаца двадцать шестого статьи 2, предусматривающего, что организатором пассажирских перевозок является орган государственной власти или орган местного самоуправления в Республике Бурятия, осуществляющие организацию, контроль и регулирование перевозок пассажиров;
2) статьи 6, закрепляющей комплекс организационно - правовых и организационно - технических мероприятий, относящихся к организации пассажирских перевозок:
- пункта "д" статьи 6 об определении в целях соблюдения интересов населения минимального и в целях обеспечения безопасности дорожного движения максимального количества транспортных средств на каждом маршруте и типа этих транспортных средств;
- абзаца первого пункта "е" статьи 6 о проведении конкурсов в целях привлечения перевозчиков на основе государственного (муниципального) заказа при недостаточности транспортных средств на маршруте либо в целях ограничения количества перевозчиков при превышении количества транспортных средств на маршруте, вызывающего угрозу безопасности движения;
- пункта "ж" статьи 6 о нормировании скоростей движения транспортных средств;
- пункта "з" статьи 6 о согласовании (утверждении) графиков (расписаний) движения по маршрутам;
- пункта "и" статьи 6 об управлении движением транспортных средств и оперативном контроле за соблюдением перевозчиками правил пассажирских перевозок и регулярностью движения транспортных средств;
3) пункта "в" части 1 статьи 9 в отношении прохождения водителями, управляющими транспортными средствами, предрейсового и послерейсового медицинских осмотров в организациях, имеющих соответствующую лицензию;
II. Признать не соответствующими Конституции Республики Бурятия следующие нормы Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом транспорте в Республике Бурятия" от 23 ноября 1999 года № 292-II:
1) пункт "д" части 2 статьи 5, предоставляющий органам местного самоуправления полномочие регулировать тарифы на городские, пригородные и внутрирайонные пассажирские перевозки в отношении владельцев маршрутных такси;
2) абзац второй пункта "е" статьи 6, предусматривающий преимущественное право осуществлять перевозки тем конкурсантам, которые подтвердят выполнение предусмотренных действующим законодательством льгот для определенных категорий населения;
3) пункт "в" части 1 статьи 9, в соответствии с которым перевозчики обязаны обеспечить применение контрольно - кассовых машин;
4) часть 3 статьи 9, согласно которой перевозчики, выигравшие конкурсы, предусмотренные в статье 6 настоящего Закона, и заключившие с организатором перевозок договор (контракт), определяющий условия выполнения пассажирских перевозок, обязаны соблюдать условия этого договора (контракта);
5) часть 4 статьи 11 в отношении осуществления контроля организаторами пассажирских перевозок за соответствием транспортных средств требованиям по техническому состоянию и оборудованию, за соблюдением сроков и порядка проведения технического обслуживания транспортных средств, наличием документов, подтверждающих соответствующее техническое состояние и оборудование транспортных средств;
6) статью 14 о периодичности и условиях пересмотра тарифов на пассажирском транспорте в отношении пассажирских перевозок, осуществляемых владельцами маршрутных такси.
III. Согласно части 5 статьи 101 Конституции Республики Бурятия, части 5 статьи 3 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" пункт "д" части 2 статьи 5, абзац второй пункта "е" статьи 6, пункт "в" части 1 статьи 9, часть 3 статьи 9, часть 4 статьи 11 и статья 14 Закона Республики Бурятия "Об автомобильном и городском электрическом транспорте в Республике Бурятия" утрачивают силу.
IV. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
V. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" данное постановление подлежит опубликованию в средствах массовой информации незамедлительно после его провозглашения Конституционным Судом Республики Бурятия.