ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 03.04.2000 № 89
"ОБ ИТОГАХ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ЗА 1999 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
"Собрание законодательства Республики Бурятия", № 8-9, 2000
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2000 г. № 89
ОБ ИТОГАХ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ
БУРЯТИЯ ЗА 1999 ГОД
Экономические результаты, достигнутые в 1999 году, характеризуются неоднозначностью: наряду с положительной динамикой развития одних показателей наблюдалось негативное состояние других. После достаточно длительного спада промышленность республики в 1999 году вступила в стадию относительного подъема производства. В целом прирост производства промышленности за 1999 год составил 14% в сопоставимых ценах. Количество убыточных предприятий по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 9 процентов.
Нет позитивных сдвигов в агропромышленном секторе экономики. Объем продукции сельского хозяйства в 1999 году снизился на 4,8 процента.
Принятые меры по мобилизации доходов позволили обеспечить поступление в консолидированный бюджет республики налогов и платежей на сумму 1841,2 млн. рублей или 119,6% к годовому бюджетному назначению, в том числе, в республиканский бюджет 611,5 млн. рублей или 125,3 процента. По сравнению с 1998 годом прирост собственных доходов консолидированного бюджета составил 740 млн. рублей или 67,2 процента. Наряду с положительными результатами имеется ряд существенных недостатков: не выполнены годовые назначения по поступлению земельного налога (77,5%), платежам за пользование водными объектами (78%), лицензионным и регистрационным сборам (47,9%), доходам от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (51,2%).
Не обеспечено выполнение бюджетных назначений по доходам Джидинским, Баргузинским, Курумканским, Кижингинским, Мухоршибирским, Закаменским муниципальными образованиями.
В результате установления лимита проведения взаимозачетов увеличилась сумма поступления налогов и платежей денежными средствами по сравнению с прошлым годом на 17% по консолидированному и на 24,7% по республиканскому бюджету. Превышен установленный лимит проведения взаимозачетов в Кабанском, Мухоршибирском, Селенгинском районах и г. Улан-Удэ. Несмотря на предпринимаемые Правительством Республики Бурятия меры, по-прежнему высок уровень проведения взаимозачетов по акцизам на алкогольную продукцию (90,5%). Неудовлетворительно выполняется Указ Президента Республики Бурятия от 13.05.99 № 118 "О дополнительных мерах по своевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы" в части проведения зачетов по акцизам, налогу с продаж и подоходному налогу Иволгинским, Селенгинским, Мухоршибирским, Тарбагатайским районами.
За 1999 год возросла на 6% сумма недоимки по платежам в консолидированный бюджет и на 6,8% - в республиканский бюджет. Несмотря на это, прогнозные задания по мобилизации доходов во все уровни бюджетов выполнены на 114,3 процента. Не выполнены задания по мобилизации доходов Баргузинским, Курумканским, Селенгинским муниципальными образованиями. Отраслевые министерства и ведомства не обеспечили выполнение плана мобилизации доходов по отраслям пищевой промышленности и сельского хозяйства.
За 1999 год поступило в консолидированный бюджет Республики Бурятия из Федерального фонда финансовой поддержки регионов 1304,0 млн. рублей, что составило 103,8% годового плана, из них в местные бюджеты передано 746 млн. рублей или 152% к плану.
Расходы бюджета выполнены на 102% к годовому назначению, в том числе по республиканскому бюджету - на 97,6% к уточненному годовому плану.
Не в полной мере выполнены муниципальными образованиями республики задания по направлению 40% собственных средств на выплату заработной платы. Только в Баунтовском, Кижингинском, Курумканском, Окинском, Прибайкальском, Хоринском районах добились полного выполнения задания.
Принятые меры по мобилизации финансовых ресурсов в бюджет республики позволили снизить кредиторскую задолженность бюджета по первоочередным расходам за 1999 год на 24,9 млн. рублей. На 57,7% сократилась по сравнению с началом года задолженность по заработной плате. Полностью погасили задолженность по заработной плате Баунтовский, Еравнинский, Муйский, Окинский, Северобайкальский районы.
Остается острой проблема реструктуризации долгов по начислениям на заработную плату, пене и штрафам в государственные внебюджетные фонды. На 1 января 2000 года кредиторская задолженность по начислениям на заработную плату превышает сумму задолженности по заработной плате в 3,6 раза. Допущен рост задолженности в г. Улан-Удэ, Тункинском, Тарбагатайском, Заиграевском, Северобайкальском муниципальных образованиях.
Не на должном уровне проводится работа по привлечению платных услуг на финансирование дефицита бюджета в Джидинском, Кижингинском, Хоринском муниципальных образованиях.
Не обеспечен возврат бюджетного кредита, предоставленного на проведение сезонных работ в сельском хозяйстве, ГУП "Республиканская продовольственная корпорация". При этом при проверке его деятельности установлено, что ресурсы предоставлялись хозяйствам без учета их финансового состояния, уровень авансирования договоров поставок превысил объем заключенных договоров на 23%, отсутствует контроль за целевым использованием выделенных товарно - денежных ресурсов.
Муниципальными образованиями республики недостаточно проводится работа по мобилизации собственных доходов предприятиями жилищно - коммунального хозяйства для их целевого направления на погашение задолженности по заработной плате работникам ЖКХ. Ни в одном районе не разработаны меры по реструктуризации сложившейся задолженности за потребленные энергоресурсы и коммунальные услуги, в то же время завышена себестоимость оказываемых услуг ЖКХ.
Допущено нецелевое использование трансфертов на выплату заработной платы работникам жилищно - коммунального хозяйства в Бичурском, Джидинском, Курумканском, Тункинском районах.
В 1999 году оставалось приоритетным направление средств на социально значимые расходы, что позволило выполнить бюджетные обязательства по отраслям социально - культурной сферы на 99,1 процента.
На 431 млн. рублей снизился по сравнению с началом года размер государственного внутреннего долга, и на 1 января 2000 года он составил 516,7 млн. рублей. Работа по реструктуризации государственного долга с частичным погашением задолженности позволила сэкономить 45,5 млн. рублей бюджетных средств.
На выполнение программы государственной финансовой поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности направлено 51,9 млн. рублей. Принятые меры по возврату средств в региональный фонд завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности от заемщиков не принесли должных результатов - задолженность не сократилась и составила 107,1 млн. рублей. Продолжает иметь место заимствование средств фонда на текущие расходы бюджета. В 1999 году объем заимствований средств регионального фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности возрос на 64% и составил 5,1 млн. рублей.
Ревизиями и проверками установлены многочисленные факты нецелевого использования бюджетных средств, нарушения финансовой дисциплины. Только по республиканским бюджетным учреждениям в 1999 году таких фактов установлено на сумму 1048 тыс. рублей, а в учреждениях, финансируемых из бюджетов муниципальных образований, - 7650 тыс. рублей.
На основании вышеизложенного Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Принять к сведению информацию заместителя Председателя Правительства - министра финансов Республики Бурятия Налетова А.Ю. об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия за 1999 год.
2. Признать целесообразным продолжить совместную работу Правительства Республики Бурятия и муниципальных образований по оздоровлению государственных финансов и обеспечению выплаты текущей заработной платы работникам бюджетной сферы и погашению задолженности по ней.
3. Руководителям министерств и ведомств, главам органов местного самоуправления Республики Бурятия в ходе исполнения бюджета 2000 года исходить из необходимости реализации следующих приоритетных задач финансовой политики:
3.1. обеспечение выполнения доходной базы бюджетов за счет повышения собираемости налогов, контроля за полнотой и своевременностью поступления доходов во все уровни бюджетов, выполнение программы мобилизации доходов денежными средствами;
3.2. осуществление контроля за ходом выполнения заключенного Соглашения с Правительством Российской Федерации об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи, для чего в срок до 10 апреля 2000 года обеспечить заключение аналогичных соглашений с органами местного самоуправления Республики Бурятия исходя из:
3.2.1. достижения погашения кредиторской задолженности бюджета по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы до 15 апреля 2000 года;
3.2.2. направления не менее 40% от собственных доходов бюджетов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, не допуская при этом роста кредиторской задолженности бюджета;
3.2.3. снижения уровня зачетов в 2000 году до 30%, прекращения проведения зачетов по регулируемым федеральным налогам;
3.2.4. обеспечения своевременной текущей выплаты ежемесячных пособий семьям, имеющим детей, с доходами ниже прожиточного минимума с учетом введения адресного принципа;
3.2.5. максимального сокращения предоставляемых налоговых льгот по налогам и сборам;
3.2.6. обеспечения своевременного и качественного составления смет расходов бюджетных учреждений и бюджетов муниципальных образований на 2000 год, строгое соблюдение бюджетных параметров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
3.2.7. постоянного проведения анализа причин перерасхода установленных лимитов потребления топливно - энергетических ресурсов;
3.2.8. обеспечения контроля за соответствием лимитам потребления (в натуральном выражении) средств, включаемых юридическими лицами в сметы расходов на 2000 год для оплаты электрической и тепловой энергии;
3.2.9. упорядочения формирования фондов оплаты труда в подведомственных бюджетных учреждениях, ужесточения назначения надбавок и доплат к должностным окладам работников, принятия исчерпывающих мер по реструктуризации долгов в государственные внебюджетные фонды;
3.2.10. принятия мер по увеличению объема платных услуг и направлению их на текущее содержание учреждений бюджетной сферы;
3.2.11. обеспечения проведения умеренной политики заимствований на финансирование дефицита бюджета и кассовых разрывов при исполнении бюджетов.
4. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.):
4.1. обеспечить соблюдение предельных параметров по объему государственного внутреннего долга и объемов расходов на его обслуживание согласно Закону Республики Бурятия "О республиканском бюджете Республики Бурятия на 2000 год";
4.2. ужесточить контроль за целевым использованием средств (субвенции, дотации, ссуды), выделяемых из республиканского бюджета;
4.3. обеспечить контроль за выполнением Программы экономии государственных расходов, для чего провести полную инвентаризацию кредиторской задолженности учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, определив при этом объем кредиторской задолженности, возникшей в результате недофинансирования санкционированных расходов за счет республиканского бюджета в процессе исполнения в 1998 - 1999 годах, и объем кредиторской задолженности, возникшей по состоянию на 1 января 2000 года в результате осуществления несанкционированных бюджетным законодательством Республики Бурятия расходов.
5. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Намсараев С.Д.) до 1 мая 2000 года проработать вопрос о погашении задолженности по произведенному взаимозачету согласно договору № 919 от 28 октября 1998 года.
6. Контрольно - ревизионному управлению Министерства финансов Российской Федерации по Республике Бурятия (Анченов И.Б.) во II квартале 2000 года провести проверку использования средств регионального фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, заимствованных в 1999 году муниципальными образованиями на текущие расходы местных бюджетов, и до 15 июля 2000 года представить в Правительство Республики Бурятия информацию по материалам проверок.
7. Министерству юстиции Республики Бурятия (Ботоев Б.Н.) до 1 апреля 2000 года представить в Правительство Республики Бурятия информацию о результатах работы Службы судебных приставов по выполнению решений Арбитражного суда Республики Бурятия о взыскании задолженности с предприятий - должников средств регионального фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
8. Указать главам местного самоуправления Иволгинского (Бурков Л.П.), Мухоршибирского (Носков П.Л.), Тарбагатайского (Михалев М.В.), Селенгинского (Бадмаев Н.Д.), Хоринского (Заводский А.А.) районов на невыполнение Указа Президента Республики Бурятия от 13.05.99 № 118 "О дополнительных мерах по своевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы" в части проведения взаимозачетов по акцизам, налогу с продаж и подоходному налогу с физических лиц.
9. Указать Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Болонев П.М.), ГУП "Республиканская продовольственная корпорация" (Иванов В.А.) и ГОАО "Агролизинг" (Гарматаров В.Л.) на необеспечение возврата бюджетных кредитов, выделенных в 1999 году на проведение сезонных работ в сельском хозяйстве и организацию республиканского лизинга сельхозтехники и запасных частей.
10. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Болонев П.М.) принять исчерпывающие меры по направлению невозвращенных в 1999 году бюджетных средств на финансирование весенне - полевых работ сезона 2000 года.
11. Государственному комитету Республики Бурятия по жилищно - коммунальному хозяйству (Думнов В.Л.):
11.1. ежеквартально, до 17 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство финансов Республики Бурятия отчеты по использованию средств, выделяемых из республиканского бюджета на реализацию Программы энергосбережения, создание аварийного запаса, финансирование расходов на подготовку к зиме объектов, принимаемых в муниципальную собственность, предусмотренных в Законе Республики Бурятия "О республиканском бюджете Республики Бурятия на 2000 год" по разделу "Жилищно - коммунальное хозяйство";
11.2. в сроки сдачи сводных балансов по предприятиям жилищно - коммунального хозяйства представлять в Министерство финансов Республики Бурятия:
11.2.1. информацию по исполнению Указа Президента Республики Бурятия от 1 июня 1999 № 126 предприятиями отрасли;
11.2.2. бухгалтерский баланс Государственного комитета Республики Бурятия по жилищно - коммунальному хозяйству по форме № 1 (ОКУД);
11.2.3. макеты отчетных калькуляций по отраслям в разрезе предприятий по формам № 6 и № 1-СВ;
11.3. до 1 мая 2000 года разработать методические рекомендации по премированию работников жилищно - коммунального хозяйства, одним из условий которых должно быть снижение издержек оказываемых услуг по сравнению с фактическими расходами за соответствующий период предшествующего года, и довести их до муниципальных образований Республики Бурятия.
12. Рекомендовать главам местного самоуправления Республики Бурятия:
12.1. по итогам исполнения за 1999 год проанализировать причины перерасхода установленных лимитов потребления топливно - энергетических ресурсов по каждому бюджетному учреждению и принять исчерпывающие меры по недопущению подобных фактов и наказанию виновных лиц;
12.2. провести инвентаризацию выполнения условий всех договоров на поставку топлива на нужды муниципального образования, правильности предъявления расходов по поставкам в целях обеспечения экономии бюджетных средств при приобретении топлива через посредников;
12.3. разработать мероприятия по реструктуризации задолженности за потребленные энергоресурсы, в том числе в соответствии с Порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.98 № 915;
12.4. предусмотреть в бюджетах муниципальных образований расходы на проведение аудиторских проверок на предприятиях - поставщиках энергоресурсов и коммунальных услуг по обоснованности формирования расходов на услуги;
12.5. до 1 июля 2000 года провести работу по переводу предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью, в крытые рынки и на специально отведенные торговые площадки;
12.6. совместно с органами внутренних дел осуществлять контроль и упорядочение торговли древесиной физическими лицами в отведенных местах.
13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Исполняющий обязанности Управляющего
Делами - Руководителя Администрации
Президента и Правительства
Республики Бурятия
Н.М.БЕЛОКОЛОДОВ