УКАЗ Президента РБ от 26.01.2000 № 23
"О РАЗВИТИИ ПЛЕМЕННОГО ЖИВОТНОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ПЛЕМЕННОГО ЖИВОТНОВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу с 23 сентября 2008 года в связи с изданием Указа Президента РБ от 23.09.2008 № 279.
О РАЗВИТИИ ПЛЕМЕННОГО ЖИВОТНОВОДСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Показатели деятельности аграрного сектора продолжают ухудшаться, приобретая все более угрожающий характер. За последнее десятилетие развитие животноводства в целом, а племенного в особенности, совпало с неблагоприятными социально - экономическими условиями, что вызвало значительное сокращение поголовья всех видов животных и производства животноводческой продукции.
Под угрозой исчезновения находятся породы и типы племенных животных - основной генофонд, созданный многими поколениями животноводов, зооветеринарных специалистов и ученых Бурятии. Отсутствие государственного механизма регулирования развития племенного дела привело к разрушению племенных хозяйств и ферм. Невостребованность высокопродуктивного племенного скота является одной из существенных причин снижения продуктивности животноводства республики.
Придавая исключительную важность сохранению созданного генофонда животных, в целях повышения эффективности племенного животноводства постановляю:
1. Одобрить Концепцию стабилизации и развития племенного животноводства Республики Бурятия и утвердить меры по ее реализации (прилагаются).
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Болонев П.М.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами до 1 мая 2000 года подготовить проект закона Республики Бурятия "О племенном животноводстве" и представить его на рассмотрение Правительства Республики Бурятия.
3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Болонев П.М.), Госсельхозплемпредприятию "Бурятское" (Дашиев А.Э.), Бурятскому научно - исследовательскому институту сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (Николаев Б.И.), Бурятской государственной сельскохозяйственной академии (Попов А.П.) совместно с главами местного самоуправления районов в течение 2000 года провести комплексное экспедиционное обследование состояния животноводства республики во всех категориях хозяйств и составить планы селекционно - племенной работы по видам скота с целью сохранения, использования и дальнейшего совершенствования генофонда сельскохозяйственных животных.
4. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Болонев П.М.) при формировании республиканских бюджетов учитывать отдельной строкой расходы на поддержку племенного животноводства по следующим направлениям:
- содержание племенной службы, обновление материально - технической базы, приобретение криогенной техники и оборудования, препаратов и инструментов для пунктов искусственного осеменения и возмещение затрат по приобретению и доставке хозяйствам спермопродукции и жидкого азота;
- дотация на содержание высокопродуктивного племенного маточного поголовья;
- компенсация затрат хозяйствам - покупателям на приобретение племенных животных и птиц.
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства - министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия Болонева П.М.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
г. Улан-Удэ, Дом Правительства
26 января 2000 года
№ 23
Одобрена
Указом Президента
Республики Бурятия
от 26.01.2000 № 23
КОНЦЕПЦИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ПЛЕМЕННОГО
ЖИВОТНОВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Разработана Советом по аграрной реформе
при Президенте Республики Бурятия
Общие положения
Племенное животноводство Республики Бурятия призвано обеспечить приемы и методы племенной работы как целостной системы, направленной на наследственное улучшение существующих и создание новых высокопродуктивных гибридов, линий, типов и пород сельскохозяйственных животных, их рациональное использование для производства продукции. В связи с этим, в данной концепции применяются следующие понятия:
предприятие по племенной работе - предприятие, независимо от форм собственности производящее и реализующее племенное животное или племенную продукцию, оказывающее услуги по племенному делу в соответствии с лицензией;
племенное животное - сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, оцененное в установленном порядке, предназначенное для воспроизводства и получения племенной продукции, племенная ценность которого подтверждена сертификатом;
племенная продукция - это семя и эмбрионы, получаемые от племенных животных;
племенная ценность животного и его продукции - это уровень генетического потенциала и степень его влияния на хозяйственно - полезные признаки потомства;
бонитировка - комплексная оценка животных по племенным и продуктивным качествам, определение их племенного и хозяйственного назначения;
государственная книга (регистр) племенных животных - свод данных по регистрации особо ценных племенных животных и стад, полученных в результате чистопородного разведения;
сертификат (свидетельство) - документ, выдаваемый государственной племенной службой в подтверждение данных о происхождении, продуктивности и других качествах племенного животного или его продукции.
Для осуществления племенной работы допускаются лица, окончившие высшие учебные заведения и получившие специальность зоотехника или зооинженера.
Раздел I. Анализ существующей законодательной базы
по развитию племенного дела
Придавая государственную значимость племенной службе, Президентом и Правительством республики за последние годы приняты соответствующие указы, постановления и распоряжения. Так, постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.11.95 № 382 "О состоянии племенного дела в животноводстве Республики Бурятия и мерах по его государственной поддержке" наряду с другими вопросами была выделена дополнительная дотация на содержание племенного маточного поголовья на одну условную голову по 412 тыс. рублей для племхозов и по 206 тыс. рублей для племферм, а также компенсации: хозяйствам за закупленных племенных животных и птиц в размере 732 рубля за 1 кг живой массы; племпредприятиям - части стоимости реализуемой семяпродукции быков в размере 5 тыс. рублей, баранов - 1 тыс. рублей за 1 дозу. Были выделены финансовые средства Госсельхозплемпредприятию (ГСХПП) "Бурятское" на приобретение криогенного оборудования и спецмашин.
В 1997 году был издан Указ Президента Республики Бурятия от 05.02.97 № 33 "О мерах по стабилизации поголовья скота на основе преобразования убыточных хозяйств в сельскохозяйственные кооперативы и развития личных подворий граждан", который, в определенной степени, способствовал стабилизации поголовья скота.
Вопросы развития отрасли и организации племенной работы в животноводстве неоднократно рассматривались на заседаниях Правительства Республики Бурятия и коллегий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, где постоянно отмечались упущенные возможности и пути их устранения.
Пунктом 7 постановления Правительства Республики Бурятия от 24.11.95 № 382 "О состоянии племенного дела в животноводстве Республики Бурятия и мерах его государственной поддержки" было определено следующее: "соответствующим министерствам и ведомствам подготовить проект закона Республики Бурятия "О племенном животноводстве" и внести его на рассмотрение Правительства Республики Бурятия". Данный закон был подготовлен и передан в Народный Хурал, но до сих пор не принят.
Раздел II. Основные показатели состояния животноводства
За последнее десятилетие развитие сельскохозяйственного производства, особенно животноводства, совпало с весьма неблагоприятными социально - экономическими условиями, когда непредвиденные кризисные явления существенно ограничивают возможности прогнозирования состояния агропромышленного производства, в том числе и животноводства, хотя бы на ближайшие перспективы. За этот период диспаритет цен на энергоносители, стройматериалы, технику, эксплуатацию транспортных и других средств на фоне неплатежеспособности хозяйств вызвали значительное сокращение поголовья всех видов животных и производства продукции животноводства.
Большинство хозяйств, занимающихся животноводством, оказались на грани банкротства из-за бартерного обмена и диспаритета цен на животноводческую продукцию (например, овца стала выступать в качестве денежного эквивалента, а цена цельного молока стала равной цене минеральной воды, тонкорунная шерсть стала дешевле пакли - отхода текстильной промышленности).
В сельхозпредприятиях республики на начало 1999 года содержалось крупного рогатого скота - 72,4 тыс., лошадей - 28,4 тыс., свиней - 18,5 тыс., овец - 156,3 тыс. голов. В сравнении с 1990 годом допущено снижение поголовья: крупного рогатого скота - на 81%, лошадей - на 59%, свиней - на 85,2%, овец - на 89,5 процента. Аналогичное сокращение наблюдается и по маточному поголовью. Наблюдаемое увеличение за этот период численности крупного рогатого скота в личных подворьях граждан республики на 19%, лошадей более чем в 3,5 раза далеко не компенсирует сокращение поголовья в сельхозпредприятиях.
В 1998 году в сельхозпредприятиях произведено молока 30,2 тыс. тонн, шерсти - 522 тонны, яиц 62 млн. штук и реализовано на убой скота и птицы - 9,6 тыс. тонн, что составило к их производству в 1990 году: молока - 16,1%, шерсти - 11,2%, яиц - 20,6% и реализация скота и птицы на убой - 12,8 процента.
В хозяйствах республики практически перестали заниматься вопросами воспроизводства стада, в результате чего в 1998 году получено телят 24,8 тыс., ягнят - 74,5 тыс., поросят - 26,3 тыс., жеребят - 4,5 тыс. голов, или в расчете на 100 маток: по 57 телят, по 60 ягнят, по 42 жеребенка и на основную свиноматку - по 7 поросят.
В настоящее время животноводство как отрасль сельскохозяйственного производства влачит жалкое существование. Благодаря лишь энтузиазму руководителей и специалистов сохранено относительно стабильное поголовье животных в отдельных хозяйствах, таких, как племзаводы "Боргойский" и колхоза им. Ленина, колхозы: "Искра" Мухоршибирского, "Коммунизм", им. Д.Банзарова Джидинского, коллективное долевое хозяйство (КДХ) "Удинское", "Георгиевское" Хоринского, коллективное сельхозпредприятие (КСП) "Дружба" Еравнинского районов, опытно - производственное хозяйство (ОПХ) "Байкальское", Бурятский научно - исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской Академии сельского хозяйства (Бур. НИИСХ СО РАСХН) и др.
В крестьянско - фермерских хозяйствах и личных подворьях граждан на начало 1999 года имелось крупного рогатого скота - 279,3 тыс., овец - 82,6 тыс. и свиней - 110,5 тыс. голов, что к уровню 1998 года составило соответственно: 104, 100 и 108 процентов. В структуре общего поголовья в данной категории хозяйств числится крупного рогатого скота - 78,7%, овец - 34,5% и свиней - 82 процента.
Создавшееся положение в отрасли не обеспечивает в полном объеме выполнения ранее разработанных селекционных программ по всем видам животных, что еще более усугубляет кризисное состояние отрасли и ставит под угрозу вопросы обеспечения населения республики продуктами питания, а перерабатывающую промышленность - сырьем, что может поставить республику в полную зависимость от соседних регионов.
Раздел III. Анализ работы племенной службы
В настоящее время племенная база республики представлена:
- племенными заводами: "Боргойский", колхоза им. Ленина, ОПХ "Иволгинское" по разведению овец бурятского типа забайкальской породы и конным заводом "Торейский" по разведению лошадей русской тяжеловозной породы;
- племенными хозяйствами: "Комсомольский", "Целинный" по разведению скота казахской белоголовой породы и учхоз "Байкал" - по симментальской породе;
- племенными репродукторами: в 23 хозяйствах - по молочному скотоводству, в семи - по мясному скотоводству, в двух - по свиноводству, в 18 - по коневодству, в 9 - по тонкорунному и в двух - по полугрубошерстному овцеводству.
Общее поголовье племенных животных в указанных хозяйствах составляет: 11,0 тыс. голов крупного рогатого скота (16,5% к общему поголовью), лошадей - 2,3 тыс. голов (8,1%), свиней - 7,2 тыс. голов (38,9%) и овец - 54,2 тыс. голов (27,3%). Что относительно 1995 года соответственно составляет: 8,1%, 27,1%, 26,1% и 46,4%. Сравнительные данные по породному, классному составу и продуктивности представлены в приложениях 1 - 3.
Сокращение численности поголовья племенных животных, в первую очередь, является результатом отсутствия централизованной государственной поддержки племенных хозяйств. В данное время в трудном финансово - экономическом положении находятся Государственный завод племенной (ГПЗ) ОПХ "Иволгинское", племхоз - учхоз "Байкал", конный завод "Торейский", где в свое время были созданы и акклиматизированы уникальные животные - овцы бурятского типа забайкальской породы, крупный рогатый скот симментальской породы (бурятской популяции) и лошади русской тяжеловозной породы. Сохранение генофонда племенных животных этих хозяйств - общереспубликанская проблема, поэтому необходима экстренная государственная помощь этим племзаводам для сохранения их статуса.
В племенных хозяйствах также наблюдается уменьшение численности маточного поголовья. В результате ремонт стада производится на низком уровне, ограничены возможности выбраковки низкопродуктивного поголовья, что приводит к близкородственному спариванию и вырождению животных.
Отсюда следует, что без государственной поддержки отрасли по закупу и завозу племенных животных плановых пород, в первую очередь производителей, и без "освежения крови" животноводство республики может самоликвидироваться.
Из-за неплатежеспособности хозяйств выращенный в республике племенной молодняк остается невостребованным. Так, в 1998 году племзаводы "Боргойский", колхоза им. Ленина и племфермы ОПХ "Байкальское" Бурятского НИИСХ СО РАСХН, колхозов "Искра" (Мухоршибирь), им. Карла Маркса (Селенга), совхоза "Кульский" и др. не смогли реализовать более 2,0 тыс. голов племенных овец и более 300 голов племенных бычков и телок. Высококлассные и высокопродуктивные животные были сданы на мясокомбинат за бесценок или пущены на бартерный обмен.
Если в 1990 году реализация племенных животных хозяйствам республики составила: КРС - 4,5 тыс. голов (в т.ч. завозных - 901 голова), лошадей - 500 голов (в т.ч. завозных - 126); свиней - 2,2 тыс. голов (из них завозных - 939) и овец - 14,8 тыс. голов (в т.ч. завозных - 2,5 тыс.), то в 1998 году всего было заготовлено и реализовано КРС - 448, баранчиков - 70, лошадей - 24 и свиней - 35 голов (из них быков - 71, жеребцов - 3 и хряков - 6 голов). Этого количества производителей совершенно недостаточно для ремонта стада.
В текущем году положение по завозу племенных животных несколько улучшилось. Благодаря финансовой поддержке Правительства Республики Бурятия из Красноярского края завезены 60 племенных телок симментальской породы в ОПХ "Байкальское" Бурятского НИИСХ СО РАСХН, 100 голов племенных свиней крупной белой породы в колхоз "Искра" Мухоршибирского района, КСП "Победа" Еравнинского района и колхоз им. Ленина Тарбагатайского района.
До конца 1999 года планируется завезти и в другие репродукторы более 200 голов свиней, 60 голов телок из племенных хозяйств Красноярского края и Иркутской области. Кроме того, внутри республики будет заготовлено около 300 голов племенного скота, более 200 голов свиней, около 80 голов лошадей и овец более 2000 голов. Оплата за закупленных племенных животных внутри республики будет произведена, в основном, за счет взаимозачетов между хозяйствами через ГУП "Республиканская продовольственная корпорация". Но и этого явно недостаточно. Поэтому в целях обеспечения хозяйств всех форм собственности племенными производителями наиболее приемлемо их выращивать, кроме племзаводов и репродукторов, на элеверах племпредприятий или специально подобранных хозяйствах в каждом районе за счет средств местного бюджета.
В последние годы зооветспециалисты многих хозяйств перестали бонитировать животных, в результате чего отбор, подбор и выбраковка животных, а также соответствующее формирование групп животных по половозрастным и производственным качествам не проводится. Так, анализ работы основных овцеводческих хозяйств Еравнинского района, проведенный Государственной племенной службой, показал, что в организации племенного дела имеются серьезные упущения, которые приводят к снижению классности и племенной ценности баранов - производителей и маток. Из-за низкого уровня кормления молодняка ярки остаются недоразвитыми и их случка производится в 2,5 года. Аналогичные упущения допускаются и в ряде других хозяйств и в других отраслях животноводства, что значительно тормозит успешное развитие племенного дела.
Основным звеном селекционной работы является воспроизводство стада, где ведущая роль отводится искусственному осеменению и случке животных. В 1998 году случено и осеменено коров и телок 25,2 тыс. голов, из них искусственно - 9,8 тыс. (с повторным осеменением 11,5 тыс.), случено и осеменено овцематок 73,6 тыс. голов, из них искусственно - 14,9 тыс. голов. Охват маточного поголовья данным мероприятием составляет к их наличию на начало года: коров - 41,3%, овцематок - 20,2%. В течение 1998 года стабильно по полной программе работало 115 пунктов искусственного осеменения коров и телок, 22 пункта - овцематок. Дополнительно к действующим было открыто 33 пункта искусственного осеменения коров при районных ветеринарных станциях и в крупных населенных пунктах для обслуживания скота крестьянских хозяйств и личных подворий, где было за год осеменено 1092 коровы.
В текущем году работает 141 пункт только по искусственному осеменению коров и телок (в 1990 году их было 327). Для их бесперебойной работы необходима доставка биопродукции и жидкого азота, что требует дополнительного финансирования по обеспечению транспортных и командировочных расходов на эти цели.
Экономическая эффективность от использования метода искусственного осеменения коров и телок против вольной случки на ферме с поголовьем 150 коров составляет 102,0 тыс. рублей (расчеты: для организации вольной случки 150 коров требуется минимум 6 быков производителей - при норме нагрузки на 1 быка по 20 - 25 коров. При этом стоимость 1 быка в среднем составляет 12,0 тыс. рублей. Поэтому хозяйству требуется изыскать 72,0 тыс. рублей на их покупку, плюс дополнительные затраты в сумме 45,0 - 50,0 тыс. рублей в год на их содержание. Общая сумма затрат составляет в среднем 122,0 тыс. рублей. При искусственном осеменении данного поголовья потребуется 500 доз семени в год, жидкий азот и другие сопутствующие препараты и инструменты на общую сумму всего 20,0 тыс. рублей, разница составляет - 102 тыс.).
За последние годы допущен большой отток с производства опытных зооветеринарных специалистов, а пополнение молодыми кадрами не производится. В этой связи в племенном животноводстве очень остро стоит кадровый вопрос. Поэтому необходимо в самое ближайшее время решить эту проблему путем подготовки и переподготовки зоотехников - селекционеров среднего и республиканского звена.
Раздел IV. Стабилизация и дальнейшее развитие
племенного животноводства
Основой выхода животноводства из кризисного положения является освоение племенной работы, которая должна строиться планово, целенаправленно и с перспективой. Она требует четкой организации, руководства и контроля.
Настоящая концепция предусматривает единые принципы организации и осуществления племенной работы во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство на территории Республики Бурятия. Концепция направлена на разработку механизмов регулирования и стимулирования деятельности по сохранению, селекции и использованию пород сельскохозяйственных животных, улучшению их воспроизводства.
1. Государственное регулирование вопросов
племенной работы
Руководство племенной работой в животноводстве республики осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия, а организаторами и непосредственными исполнителями являются республиканское госплемобъединение и государственная заводская конюшня.
Ввиду специфичности в племенной работе необходимо:
- ускорить принятие Закона Республики Бурятия "О племенном животноводстве Республики Бурятия";
- при Минсельхозпроде организовать Совет по племенной работе в животноводстве (по отраслям) с привлечением высококвалифицированных специалистов и ученых. Данный Совет будет являться экспертно - консультационным органом, состоящим из секций по вопросам селекции, воспроизводства животных и организации племенного дела.
На указанные подразделения возлагается решение следующих задач:
1. Организация и осуществление племенной работы в хозяйствах всех форм собственности, занимающихся животноводством.
2. Координация деятельности юридических лиц и граждан в области разведения племенных животных.
3. Разработка основных принципов и приоритетных направлений развития племенной работы.
4. Разработка и реализация программ по селекции и разведению сельскохозяйственных животных, сохранению и использованию их генофонда.
5. Создание и распределение республиканского генофонда племенных животных (спермопродукция и эмбрионы).
6. Разработка предложений о мерах государственной поддержки племенного животноводства.
7. Определение породного районирования и развития племенной базы, обеспечение племенными животными и их продукцией.
8. Обеспечение эффективности селекционных мероприятий, организация племенного учета и отчетности, статистического анализа результатов племенной работы.
9. Осуществление ведения и издания государственных книг (регистров) племенных животных, информационное обеспечение и т.д.
10. Осуществление международного сотрудничества в области племенной работы, обоснование и регулирование экспорта и импорта племенных животных и их продукции, специального оборудования, приборов и материалов для племенного животноводства.
Реализация поставленных задач возможна только при осуществлении постоянной государственной поддержки. Для этого необходимо предусмотреть в Республиканском бюджете финансирование отдельной строкой на развитие племенного животноводства. При этом предприятиям по племенной работе, крестьянским (фермерским) и подсобным сельским хозяйствам предприятий, организаций и учреждений, участвующих в создании новых пород, типов, линий и гибридов животных, в породоиспытании и оценке производителей по качеству потомства, в разработке новых технологий по воспроизводству, а также генофондным хозяйствам, предоставлять льготы в соответствии с налоговым законодательством. Фундаментальные и прикладные исследования, имеющие в племенной работе приоритетное направление, должны финансироваться из Республиканского бюджета в полном объеме.
2. Требования по обеспечению высокого уровня племенной
работы, сохранению и использованию генофонда
животных заводских и аборигенных пород
Племенной учет в животноводстве и отчетность по племенной работе должны вестись по формам, установленным Федеральной государственной племенной службой. Все племенные животные должны иметь индивидуальные номера в соответствии с установленными требованиями. Их оценка по племенным и продуктивным качествам должна проводиться путем ежегодной бонитировки в хозяйствах всех форм собственности. На ее основе все ценные племенные животные и стада как общенародное достояние подлежат строжайшему учету и записываются в государственную книгу (регистр) племенных животных. Племенные производители, отобранные для племенного использования, подлежат проверке и оценке по качеству потомства. Только после этого осуществляется их допуск к использованию в племенном животноводстве.
Все племенные сельскохозяйственные животные, находящиеся на территории Республики Бурятия, являются общенародным достоянием и должны находиться под охраной и защитой государства. В этой связи республиканской племенной службе с участием совета по племенной работе необходимо выделить породы, требующие охраны их генофонда и предприятия по племенной работе, на которые возлагается задача сохранения генофонда указанных пород. Эти предприятия как генофондные хозяйства обязаны проводить чистопородное разведение животных этих пород.
Юридические лица и граждане, осуществляющие деятельность в области разведения племенных животных, имеют право:
1. Получать племенное обслуживание и заключение о пригодности племенной продукции для воспроизводства животных.
2. Требовать предъявления заключения экспертизы о племенной ценности животного или его продукции при покупке.
3. Самостоятельно выбирать формы предпринимательской деятельности по племенной работе, продавать и покупать племенных животных и их продукцию, имеющих сертификат государственной племенной службы.
4. Вступать (объединяться) в ассоциации, общества и другие объединения по племенной работе.
5. Принимать участие в осуществлении селекционных программ.
6. Принимать участие и выставлять свои селекционные достижения на выставках - продажах (аукционах), выводках и смотрах племенных животных и их продукции.
Юридические лица и граждане, осуществляющие деятельность в области разведения племенных животных, обязаны:
1. Соблюдать породное районирование, выполнять принятые республиканские селекционные программы, методы разведения и совершенствования пород животных и обеспечивать сохранность их генофонда.
2. Не допускать использования в стаде производителей и их продукции с низкой племенной ценностью, стихийного родственного спаривания, завоза для племенных целей животных без сертификата.
3. Обеспечить ведение зоотехнического и племенного учета, отчетности в соответствии с нормативными документами и хранение племенной документации.
4. Организовать правильное выращивание, кормление, содержание и использование племенных животных.
5. Осуществлять хозяйственные и технологические мероприятия, обеспечивающие полную реализацию генетического потенциала продуктивности племенных животных.
6. Выполнять указания специалистов по племенной работе, направленные на повышение эффективности селекционной работы.
3. Материально - техническое и научное обеспечение
племенной работы
Источниками финансирования предприятий по племенной работе и органов племенной службы являются: средства Республиканского бюджета, направляемые на развитие племенного животноводства, денежные поступления от реализации племенных животных и их продукции, а также за выполнение работ по договорам.
Научное обеспечение племенной работы в животноводстве осуществляют научные, высшие учебные и научно - производственные учреждения Республики Бурятия. Они проводят разработку селекционных программ по совершенствованию существующих и созданию новых пород, типов, линий и гибридов животных и рациональному использованию племенных ресурсов; приемов, способов и методов повышения эффективности селекционного процесса, воспроизводства животных, улучшения их племенных и продуктивных качеств; методов племенного учета и методик по оценке сельскохозяйственных животных; информационных систем в племенном животноводстве. Все научные исследования по племенной работе проводятся по заявкам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия на основе договоров и финансируются им.
Приложение 1
к Концепции
ПОГОЛОВЬЕ И ПРОДУКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ