Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 15.11.1999 № 409
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РБ от 21.10.2008 № 480, вступившего в силу со дня официального опубликования в газете "Бурятия".



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 1999 г. № 409

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ
КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В целях упорядочения разработки республиканских концепций социально - экономического развития Правительство Республики Бурятия постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок разработки республиканских концепций социально - экономического развития.

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ

Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
Н.И.БЫКОВ





Утвержден
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 15.11.99 № 409

ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

I. Общие положения

1.1. Концепция - это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально - экономической политики республики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
Концепции, разрабатываемые органами исполнительной власти (далее - Концепция), представляют собой первичный документ в системе выработки стратегии и постановки задач социально - экономического развития предприятия, отрасли, республики в целом (далее - Объекта).
1.2. Основная цель Концепции - определение направления и путей решения проблем социально - экономического развития и эффективного использования ресурсов, преодоление кризисных процессов, параметров развития Объекта.
1.3. На основе Концепции разрабатываются отраслевые, территориальные программы (целевые, комплексные), в которых позиции Концепции получают подробное и конкретное обоснование, либо готовятся меры по реализации Концепции. Все зависит от сложности, новизны и степени актуальности проблемы.
1.4. В настоящем порядке присутствуют три разноуровневых, но в то же время взаимоувязанных аспекта: макроструктурный, межотраслевой и территориальный.
При подготовке Концепции предлагается руководствоваться как всеми аспектами, так и некоторыми из них в зависимости от целесообразности рассмотрения и решения проблем данного Объекта.
1.5. В работе с Концепцией выделяются следующие этапы:
- формулирование проблем предмета Концепции;
- разработка концептуальных подходов и принципов решения проблем;
- утверждение Концепции;
- управление реализацией Концепции и контроль за ходом ее выполнения.

II. Формулирование проблем для разработки Концепции

Инициаторами разработки Концепции могут выступать любые юридические и физические лица.
2.1. Отбор проблем для разработки Концепции и решения проблем на республиканском уровне определяется факторами:
- республиканская значимость проблемы;
- невозможность комплексно решить проблему без концептуального решения и государственной поддержки.
Формулирование проблемы - сложный аспект при подготовке Концепции, в связи с чем важна правильность постановки проблемы. Проверкой истинности подходов к решению проблемы является реализуемость.
2.2. При разработке Концепции развития Объекта необходимо учитывать большую роль внешних условий и факторов развития.
Концепция должна:
- органично вписываться в общую стратегию социально - экономического развития предприятия, отрасли, республики;
- учитывать приоритеты и цели социально - экономического развития Республики Бурятия, направления структурной и научно - технической политики, прогнозы развития республиканских потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния республики и внешнеэкономические условия.
2.3. Предложения о разработке Концепции с обоснованиями направляются в Министерство экономики и внешних связей Республики Бурятия.
Предложения должны содержать:
- наименование проблемы и анализ причин ее возникновения;
- возможные способы решения проблемы, предполагаемый перечень программных мероприятий, которые необходимо осуществить в сфере производства, социальной сфере, науке, технике, организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношениях для решения проблемы, возможные сроки их реализации;
- потребность в финансовых ресурсах и источники их обеспечения;
- предварительную оценку социально - экономической эффективности и последствий от реализации Концепции;
- государственных заказчиков, разработчиков, срок подготовки Концепции.
2.4. Министерство экономики и внешних связей Республики Бурятия совместно с Министерством финансов Республики Бурятия на основе прогнозов социально - экономического развития республики, приоритетов структурной политики и анализа представленных материалов подготавливает рецензию по представленным предложениям и направляет в Правительство Республики Бурятия.
2.5. Правительство Республики Бурятия на основе представленных предложений принимает решение о реализации Концепции.
В случае несоответствия предложений о разработке Концепции требованиям, изложенным в пунктах 2.1, 2.2, 2.3 Правительство Республики Бурятия направляет инициаторам разработки Концепции в письменной форме отказ в решении о подготовке Концепции.

III. Разработка Концепции

3.1. Государственный заказчик Концепции:
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Концепции, подготавливает исходные задания для ее формирования, управляет действиями разработчиков;
- согласовывает с основными заинтересованными участниками Концепции программные мероприятия, сроки их выполнения, объемы и источники финансирования. По программным мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств федерального и местных бюджетов, внебюджетных источников, оформляется протокол или договор о намерениях между государственным заказчиком программы и органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления районов и городов, внебюджетными фондами, предприятиями и организациями;
- организует при необходимости проведение специализированной экспертизы проекта Концепции и по результатам экспертизы производит его доработку.
3.2. Содержание Концепции:
- комплексный социально - экономический анализ состояния Объекта;
- проблемная ситуация. Цели и задачи развития Объекта;
- оценка экономического потенциала Объекта;
- обоснование стратегии развития Объекта;
- проекты законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Республики Бурятия, необходимых для реализации Концепции.
Ниже приведена схема разработки Концепции развития Объекта.

Схема разработки Концепции развития Объекта

   --------------------------------

V
   -------------------¬  -----------------------¬
   ----------------¬

¦ Внешние факторы +->¦ Исходное состояние +-->¦ База данных об¦
¦ развития ¦ ¦ развития Объекта ¦ ¦ Объекте ¦
L------------------- L-----T-----T----------- L-------T--------

   --------------------     ¦                      ¦

V V V
   -------------------¬  -----------------------¬
   ----------------¬

¦ Экономический +->¦ Проблемная ситуация. ¦<--+ Маркетинговые ¦
¦ потенциал. ¦ ¦Цели и задачи развития¦ -+ исследования ¦
¦ Возможности и ¦ L-----------T----------- ¦L----------------

¦ ограничения +¬ ¦ ¦
L-------------------¦ V ¦
   -------------------¬¦ -----------------------¬  ¦----------------¬

¦ Бизнес - планы ¦L>¦Обоснование стратегии ¦<--¦Территориальные¦
¦ хозяйствующих +->¦ развития Объекта ¦<--+ и отраслевые ¦
¦ субъектов ¦ L-----T-----T-----T----- ¦ проектировки ¦
L------------------- ¦ ¦ ¦ L----------------

   --------------------     ¦     L----------------¬

V V V
   -------------------¬  -----------------------¬
   ----------------¬

¦Выбор приоритетных¦ ¦ Обоснование ¦ ¦Прогнозирование¦
¦ направлений ¦ ¦ структурных ¦ ¦ темпов, ¦
¦ развития ¦ ¦ преобразований ¦ ¦ пропорций и ¦
L--------T---------- L-----------T----------- ¦этапов развития¦
¦ ¦ L-------T--------

L------------------¬ ¦
   ------------------

V V V
   -------------------¬  -----------------------¬
   ----------------¬

¦Рыночные механизмы¦ ¦ Перспективная ¦ ¦ Регулирование ¦
¦ стимулирования +->¦ модель Объекта ¦<--+ комплексного ¦
¦ хозяйственной ¦ L-----------T----------- ¦ развития ¦
¦ деятельности ¦ ¦ L----------------

L------------------- V
   -----------------------------------------------------¬

¦Механизмы внедрения концептуальной модели в практику¦
L-----------------------------------------------------


3.2.1. Комплексный социально - экономический анализ
состояния Объекта

Исходным пунктом разработки Концепции является анализ современного состояния развития Объекта.
При проведении анализа состояния Объекта дается количественная оценка уровня ее комплексности, выявляются существующие диспропорции развития и очерчивается круг наиболее важных проблем, требующих разрешения.
Конечная цель анализа - определить возможности развития Объекта в условиях изменения основ хозяйственной жизни, формирования рыночных отношений; выявить, за счет каких ресурсных, технологических, законодательных и других мер эти возможности увеличить и усилить.
В процессе анализа характеризуются отраслевая структура хозяйства, уровень развития отраслей материального производства, производственной и социальной инфраструктуры; оценивается состояние социальной, демографической и экологической сфер, характеризуются внешнеэкономические связи, финансовое состояние, а также особенности реформирования хозяйственного комплекса.
Общим методическим подходом, используемым в анализе комплексности развития Объекта, является определение дефицита или избытка финансовых, трудовых, природных, производственных ресурсов в условиях складывающейся рыночной конъюнктуры. При этом необходимо учитывать степень территориальной "привязки" ресурсов и условия их использования в республике.

3.2.2. Проблемная ситуация.
Цели и задачи развития Объекта

Результатом комплексного социально - экономического анализа состояния Объекта является выявление взаимосвязанной системы проблем и их упорядочение в соответствии со следующими этапами:
- структуризация проблемных ситуаций на проблемы и подпроблемы с целью раскрытия причин возникновения проблемной ситуации;
- формирование целей развития Объекта, направленных на решение проблем. Это имеет практическое значение, так как влияет в целом на формирование социально - экономической стратегии на уровне республики;
- постановка текущих задач развития. Цели являются текущими ориентирами развития. Поэтому процесс достижения целей предусматривает решение конкретных задач.

3.2.3. Оценка экономического потенциала Объекта

Экономика любого Объекта опирается на материальную базу - экономический потенциал, который включает в себя следующую совокупность элементов производительных сил:
- минерально - сырьевая и топливно - энергетическая база;
- основные производственные фонды Объекта и их технический уровень;
- жилищно - коммунальный фонд и материально - техническая база непроизводственной сферы;
- демографический потенциал;
- научно - технический и образовательный потенциал;
- финансово - инвестиционный потенциал;
- рыночный потенциал.
Рыночный потенциал Объекта определяется на основе анализа, синтеза и прогноза развития оптового рынка, сети розничной торговли, функционирования банковской системы, рынка ценных бумаг, информационной системы.

3.2.4. Обоснование стратегии развития Объекта

После определения целей развития разрабатываются мероприятия, направленные на реализацию целей, т.е. обоснование стратегии и тактики развития Объекта.
Данная методика предусматривает выполнение последовательных процедур:
- оценка и анализ внешних факторов развития;
- изучение ресурсных возможностей и ограничений;
- изучение предложений, даваемых в территориальных проектировках, в частности, в схемах развития и размещения производительных сил, схемах и проектах районных планировок, региональных программах, генпланах городов и других документах;
- выбор стратегии комплексного развития, т.е. определение основных приоритетов развития, средств и методов достижения целей;
- прогнозирование сценариев развития и этапов реализации стратегии.
Внешние факторы развития. К ним относятся:
а) экономическая политика России и Республики Бурятия: кредитно - денежная, инвестиционная, внешнеэкономическая, налоговая и бюджетная;
б) единое правовое и организационно - экономическое поле. Наличие равных для всех регионов, отраслей, предприятий экономических условий;
в) состояние экономики в целом и в частности (деловая активность, темпы инфляции, уровень занятости населения, налоговые ставки и т.д);
г) стабильность политической обстановки. Особенно это касается конверсии оборонных предприятий.
Ресурсные возможности и ограничения. В процессе разработки Концепции необходима увязка с Соглашением о разграничении полномочий между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия по вопросам воспроизводства минерально - сырьевой базы.
Необходимым элементом разработки стратегии является оценка предложений, даваемых в территориальных проектировках. Предложения обеспечивают комплексный подход к решению региональных проблем и должны опираться на нормативную базу, содержать обоснованные расчеты экономической целесообразности принятия решений с привязкой к местным условиям.
Исходя из целей развития экономики, анализа и оценки внешних факторов развития, учета ресурсных возможностей и ограничений, и, принимая во внимание накопленный производственный потенциал и научные разработки, обосновываются приоритетные направления развития Объекта.
Основные принципы выбора приоритетных направлений:
1) "замкнутость цикла", т.е. стремление к территориальной завершенности производств по выпуску важнейших видов продукции;
2) "ресурсный фактор", т.е. максимальное вовлечение местных ресурсов в производственные процессы;
3) региональная специализация, т.е. углубление производственной специализации на базе существующих предприятий;
4) социальная ориентация, т.е. направленность развития производственного потенциала на решение социальных проблем;
5) приоритетность предпринимательской деятельности.

3.2.5. Проекты законодательных и нормативных актов
Российской Федерации и Республики Бурятия,
необходимых для реализации Концепции

К Концепции прилагаются проекты законодательных и нормативных актов России и Республики Бурятия, необходимых для реализации Концепции.

IV. Утверждение Концепции

4.1. Концепция утверждается Правительством Республики Бурятия.
Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом республиканским бюджетом, и несут ответственность за реализацию Концепции.
Взаимодействие нескольких государственных заказчиков по одной Концепции осуществляет государственный заказчик - координатор, определяемый Правительством Республики Бурятия.
4.2. Государственный заказчик Концепции может на договорной основе передавать предприятиям, организациям и учреждениям выполнение своих функций на условиях, предусматриваемых Правительством Республики Бурятия.

V. Управление реализацией Концепции и контроль
за ходом ее выполнения

5.1. Государственный заказчик осуществляет управление исполнителями Концепции после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств.
5.2. Государственный заказчик ежегодно, до 1 февраля, направляет в Правительство Республики Бурятия доклады о ходе реализации Концепции.
5.3. Принятая Правительством Республики Бурятия Концепция подлежит обязательной публикации в средствах массовой информации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru