Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 01.09.1999 № 325
"О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 193, 13.10.1999, Официальный вестник № 29


Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РБ от 21.10.2008 № 480, вступившего в силу со дня официального опубликования в газете "Бурятия".



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 1999 г. № 325

О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

В целях определения концептуальных подходов регулирования денежно - кредитной сферы республики и создания условий для обеспечения экономического роста Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской денежно - кредитной политики.
2. Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации республиканской денежно - кредитной политики.
3. Министерствам, ведомствам и комитетам Республики Бурятия, кредитным организациям, участвующим в реализации мероприятий, обеспечить их выполнение в установленные сроки.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ

Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
Н.И.БЫКОВ





Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 01.09.1999 № 325

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

1. Введение

Денежно - кредитная сфера является важнейшим элементом государственного регулирования, поскольку в ней происходит перераспределение денежных потоков, созданных в процессе деятельности экономических агентов. С одной стороны, состояние денежно - кредитной сферы формируется под воздействием экономических факторов, а с другой, - определяет условия функционирования экономики.
Концепция республиканской денежно - кредитной политики отражает основные направления регулирования денежно - кредитной сферы, взаимоотношений Правительства республики, Национального банка и коммерческих банков.
Республика Бурятия находится в рамках единого экономического и рублевого пространства и имеет определенные особенности состояния экономики, финансового сектора. Правовой базой концепции являются Основные направления государственной денежно - кредитной политики на 1999 год, Программа реструктуризации банковской системы Российской Федерации, Программа действий Правительства Республики Бурятия на 1999 - 2002 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.12.98 № 445.
Целью республиканской денежно - кредитной политики является создание условий для максимального вовлечения и использования денежных ресурсов в производственно - хозяйственной деятельности экономических агентов как необходимой предпосылки экономического роста. Исходя из цели к основным задачам денежно - кредитной политики в республике относятся:
- реструктуризация банковской системы, увеличение вклада банковской системы в формирование внутреннего регионального продукта;
- оптимизация структуры денежной массы;
- обеспечение соблюдения требований валютного регулирования коммерческими банками и их клиентами - участниками внешнеэкономической деятельности;
- обеспечение устойчивого функционирования расчетной сети.

2. Состояние экономики и денежно - кредитной сферы
в 1999 году

2.1. Общеэкономические процессы.
Рост деловой активности, выразившийся в увеличении спроса на продукцию предприятий, повлиял на увеличение объемов производства. Уровень производства основных видов продукции, рассчитываемый как индекс хозяйственной активности по методике Банка России, в январе - июне 1999 года составил 107,8% к соответствующему периоду прошлого года. Увеличение производства обеспечено за счет машиностроения, легкой промышленности, черной металлургии, ЛПК, ТЭК. В то же время во втором квартале текущего года наблюдается замедление прироста производства.
Увеличение спроса на продукцию оказало влияние на снижение среднемесячных темпов прироста неплатежей, составивших 100,8% против 109,4% в аналогичном периоде 1998 года. Улучшилось финансовое положение предприятий. Сводный финансовый результат их деятельности составил 24 млн. рублей прибыли, тогда как на протяжении прошлого года предприятия в целом работали убыточно. Темпы инфляции сохраняются на достаточно низком уровне.
Вместе с тем, накопленный груз неплатежей определяет общую низкую платежеспособность предприятий. По данным Госкомстата республики, среднеотраслевой коэффициент покрытия на 01.06.99 составил 110% при нормальном значении свыше 200%. Согласно оценке предприятий среднеотраслевая доля бартера в выручке составила 40,6%, а в ряде отраслей (промышленность стройматериалов, ЛПК, машиностроение, электроэнергетика) превышала 65 процентов.
Недостаток оборотных средств отражается на уровне использования производственных мощностей, составляющем в среднем 52,4%. Дефицит оборотных средств на фоне относительно высокого спроса на продукцию негативно влияет на возможность увеличения объемов производства, а также снижает эффективность использования работающих активов предприятий. Сравнение рентабельности производства (составившей по оценке предприятий в текущем году в среднем 8,8%) и средневзвешенных процентных ставок по рублевым кредитам, предоставленным предприятиям (в среднем за 6 месяцев 1999 года - 62,3%), свидетельствует о низкой кредитоспособности субъектов реального сектора и неблагоприятных условиях для кредитования экономики. По данным предприятий, среднеотраслевая доля кредитов в их капитале составляла 2,4%.
Снижение реальных доходов населения на 16,3% к январю - июню 1998 года повлекло сокращение реального денежного предложения в экономику со стороны населения, выразившееся в снижении розничного товарооборота в сопоставимых ценах на 18%. Изменения в структуре использования денежных доходов, связанные с сокращением доли потребительских расходов и сбережений, включая покупку валюты, а также увеличением удельного веса свободных денежных средств, оказывает отрицательное влияние на состояние денежного обращения.

2.2. Денежное обращение.
Увеличение деловой активности предприятий, поступление в регион средств федерального бюджета и Пенсионного фонда (составившие за 6 месяцев текущего года 1,301 млрд. руб.), проводимая Национальным банком, кредитными организациями работа в части денежного обращения, отразились на росте в январе - июне текущего года (по сравнению с аналогичным периодом 1998 года) среднемесячной динамики денежной массы (1 полугодие 1999 г. - 8,2%, 1 полугодие 1998 г. - 0,9%) и основных денежных агрегатов - наличных денег в обращении (соответственно 10% и 1,8%) и безналичных средств (5,9% и 0,1%). Динамика денежной массы и ее основных компонентов превышала динамику инфляции, поэтому денежная масса в республике в реальном выражении увеличивалась. Более интенсивный прирост наличных денег в обращении по сравнению с безналичными средствами обуславливает увеличение доли наличных денег в структуре денежной массы с 55,7% на 01.01.99 до 61,4% на 01.07.99 (денежная масса - 3,6 млрд. руб., наличные деньги в обращении - 2,21 млрд. руб.).
Состояние денежного обращения в целом объективно определяется экономическими факторами, такими как:
1. Отраслевая структура экономики, характеризуемая преобладанием производств, конечная продукция которых не предназначена для потребления населением. По данным Госкомстата РБ в структуре промышленного производства в январе - июне текущего года преобладает продукция ТЭК - 41,1%, машиностроения и металлообработки - 17,9%. Доля пищевой, легкой промышленности в объеме промышленного производства на протяжении 1997 - 98 гг. и прошедшего периода 1999 года не превышала 11%. Потребность населения в товарах народного потребления (что особенно актуально - в продовольственных) удовлетворяется за счет ввоза в регион продукции, т.е. существует обеспеченный спросом потенциал роста производства в отраслях, производящих товары для населения.
2. Низкий уровень развития платных услуг населению, прежде всего в районах республики. Объем реализации платных услуг на 1 рубль денежных доходов за 6 месяцев 1999 года составил 7,8 копейки, в том числе бытовых услуг - 0,4 копейки. Неудовлетворительная организация бытового обслуживания клиентов в сельской местности вынуждает население обращаться к услугам частных лиц, не прошедших регистрацию и не получивших в органах местного самоуправления свидетельств на право осуществления предпринимательской деятельностью.
3. Общая разбалансированность расчетов, связанная с накопленными неплатежами. По состоянию на 01.06.99 объем взаимных неплатежей предприятий составил 17,9 млрд. руб., из которых 69% - просроченные. Неплатежи стимулируют расчеты наличными, а также использование бартерных схем.
4. Высокие кредитные риски, ограничивающие возможность привлечения предприятиями банковских кредитных ресурсов при наличии потребности в заемных средствах.
5. Состояние торговли, определяемое увеличением значения неорганизованного рынка, являющегося основным каналом миграции наличных денег из региона. По состоянию на 01.07.99 на руках населения осталось и вывезено за пределы республики наличных денежных средств в сумме 1614,4 млн. рублей. Оборот торговли на неорганизованном рынке в январе - июне 1999 года увеличился в фактических ценах по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2 раза, тогда как оборот торгующих организаций всего на 33%. Доля неорганизованного рынка в структуре розничного товарооборота (без общественного питания) составила 47,3%, в аналогичном периоде прошлого года - 36,8%.

2.3. Банковская система.
Состояние банковской системы в истекшем периоде 1999 года в целом характеризуется увеличением текущей ликвидности кредитных организаций в условиях роста платежного оборота клиентов, увеличением ресурсной базы, сокращением кредитных вложений. Доля доходных активов в активных операциях в среднем составила 42%.
Банковский платежный оборот в 1999 году увеличивался в среднем за месяц на 45%, среднедневные остатки средств на корсчетах банков сохранялись на высоком уровне, что свидетельствует о наличии "свободных" ресурсов у кредитных организаций.
Увеличение ресурсной базы банков связано как с ростом остатков средств на расчетных, бюджетных счетах юридических лиц, так и вкладов населения, прежде всего в Бурятском банке Сбербанка РФ, на долю которого по состоянию на 01.07.99 приходится 81% обязательств банков перед населением. Во II квартале т.г. отмечен рост вкладов в Сбербанке, в самостоятельных банках, филиалах иногородних банков. В целом среднемесячный прирост ресурсной базы кредитных организаций в январе - июне текущего года составил 3,2%. По состоянию на 01.07.99 доля остатков средств на расчетных, бюджетных и внебюджетных счетах юридических лиц в ресурсной базе банков составила 23,8%, доля депозитов - 48%.
В разрезе активных операций наблюдается снижение кредитных вложений за счет превышения объемов погашенных ссуд над текущей выдачей и рост вложений в ценные бумаги, как государственные, так и негосударственные. Объем кредитных вложений в экономику на 01.07.99 составил 327,7 млн. руб., объем вложений в ценные бумаги - 263,3 млн. руб., в том числе 87,9% - в госбумаги РФ.
Высокие кредитные риски, вызванные общей низкой кредитоспособностью предприятий, а также снижением их платежной дисциплины по выполнению обязательств перед банками (что особенно отразилось в период финансового кризиса), оказали влияние на снижение текущей кредитной активности коммерческих банков. Кредитные организации, располагая ресурсами для кратко- и среднесрочного кредитования, имеют ограниченные возможности их доходного размещения. Соотношение выданных кредитов и привлеченных депозитов коммерческими банками в текущем году составляет 17,6%.
За январь - июнь 1999 года банками выдано кредитов на сумму 224,4 млн. руб. или 69,9% к уровню соответствующего периода прошлого года. В общей сумме кредитов в среднем за 1 полугодие 1999 года 27,4% предоставлено предприятиям материального производства на пополнение оборотных средств. Средневзвешенные процентные ставки по рублевым кредитам плавно снижались с 70,4% в январе до 53,7% в июне т.г.
Показателем, характеризующим степень участия банковской системы в формировании ВРП, является доля банковских кредитов в произведенном внутреннем региональном продукте. В связи со снижением кредитной активности коммерческих банков, сокращением числа действующих кредитных организаций, доля банковских кредитов в ВРП уменьшилась с 7,4% в январе - июне 1998 года до 5,1% в соответствующем периоде текущего года.
Затрагивая вопросы инвестиционной деятельности банков, необходимо отметить, что ее фактическое отсутствие определяется двумя основными факторами - недостатком ресурсов для долгосрочного кредитования (доля депозитов на срок свыше 1 года в общем объеме депозитов, привлеченных кредитными организациями в январе - июне т.г., составила 0,5%) и негативным финансовым положением предприятий, представивших инвестиционные проекты для рассмотрения коммерческим банкам. В отчетном периоде текущего года объем банковских инвестиционных кредитов составил 1,4 млн. руб. или 0,62% к общей сумме выданных кредитов.
Финансовое положение банков улучшилось - сводный результат деятельности на 01.07.99 составил 1,2 млн. руб. прибыли против 32,2 млн. руб. убытков на соответствующую дату 1998 года. По сравнению с началом года оплаченный уставный капитал самостоятельных банков увеличился на 32,5%, собственные средства (капитал) возросли на 35,6%.

3. Основные направления республиканской
денежно - кредитной политики

3.1. Оптимизация структуры денежной массы.
Достаточность денежной массы в экономике (степень монетизации) определяется состоянием производства (темпы экономического роста, спада), поскольку денежная масса формируется в процессе реализации созданного продукта, и темпами инфляции (инфляционными ожиданиями), влияющими на изменение стоимости созданного продукта и, соответственно, спроса на деньги. Степень монетизации характеризуется соотношением объема денежной массы и ВРП и на 01.01.99 в республике составила 20,2% (на 01.01.98 - 17,7%).
Теоретически, исходя из того, что скорость обращения денег в производственной сфере в три раза медленнее, чем в сфере обращения, а в структуре ВВП доли товаров и услуг распределяются примерно поровну (в Республике Бурятия в 1998 г. ВРП, созданный в сфере обращения капитала, составил 46%), возможно определить необходимое количество денег в производственной сфере и сфере обращения Республики Бурятия.

Теоретический расчет (в млн. руб.)

   ------------------------------------------T-------T-------¬

¦ Показатели ¦1998 г.¦1999 г.¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦1. Валовый региональный продукт <*> ¦11118 ¦15272 ¦
¦в том числе ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦а) в производственной сфере (54%) ¦ 6004 ¦ 8247 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦б) в сфере обращения (46%) ¦ 5114 ¦ 7025 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦2. Среднее значение денежной массы ¦ 1964 ¦ 2654 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦а) налично - денежной массы ¦ 1008 ¦ 1816 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦3.Скорость обращения денежной массы ¦ ¦ ¦
¦(V в оборотах) (стр. 1 / стр. 2) ¦ 5,7¦ 5,8¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦а) в производственной сфере (стр. 3б / З)¦ 1,7¦ 1,3¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦б) в сфере обращения (стр. 1б / 2а) ¦ 5,1¦ 3,9¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦4. Необходимый объем денежной массы для ¦ 4535 ¦ 8145 ¦
¦обслуживания ВРП (V) (стр. 4а + стр. 4б) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦а) в производственной сфере (Y/V) ¦ ¦ ¦
¦(стр. 1а / стр. 3а) ¦ 3532 ¦ 6344 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦б) в сфере обращения (стр. 1б / стр. 3б) ¦ 1003 ¦ 1801 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+
¦5. Уровень монетизации (стр. 4 / стр. 1) ¦ 40,8¦ 53,3¦
L-----------------------------------------+-------+--------


   --------------------------------

<*> Данные Госкомитета по статистике и Министерства экономики и внешних связей Республики Бурятия.
Исходя из теоретических расчетных данных таблицы, для нормального обеспечения оборота капитала в производственной сфере и сфере обращения республики в 1998 году было необходимо более чем двукратное увеличение денежных ресурсов, в 1999 году - оценочно более чем в 3 раза.
Регулирование денежного обращения согласно федеральному законодательству осуществляет Банк России. Вопросы дополнительной кредитной и налично - денежной эмиссии, обеспеченной товарным покрытием, решаются Банком России совместно с Правительством Российской Федерации. С учетом факторов, влияющих на состояние денежного обращения в республике, реальное увеличение насыщенности экономики (прежде всего производственного сектора) денежными ресурсами может быть достигнуто за счет оптимизации структуры денежной массы.
Экономическое содержание проблемы оптимизации структуры денежной массы требует ее системного решения на федеральном уровне, уровне республиканских органов власти и уровне банковской системы республики.
К вопросам, которые могут быть решены на федеральном уровне, относятся:
- оказание государственной кредитной поддержки приоритетным отраслям, в том числе через Российский банк развития;
- проведение всероссийского межотраслевого зачета по принципу клиринга;
- законодательное определение порядка ведения кассовых операций для предпринимателей - физических лиц;
- наделение налоговых органов правом наложения на предприятия штрафов за нарушения в сфере налично - денежного обращения по результатам собственных проверок.
Меры по оптимизации структуры денежной массы, реализуемые республиканскими органами государственной власти, включают следующие направления:
1. Оптимизация структуры экономики за счет преимущественного развития пищевой и легкой промышленности, обеспечивающее "связывание" наличных денег населения и вовлечение их в производственно - хозяйственный оборот, а также ЛПК и цветной металлургии, которые являются экспортоориентированными отраслями, что способствует поступлению денежных средств в регион. В настоящее время в связи с улучшением конкурентоспособности отечественной импортозамещающей продукции в результате роста курса доллара к рублю, сложились благоприятные условия для развития пищевой и легкой промышленности. При этом в отличие от многих отраслей возможно развитие отдельных производств (по видам продукции в структуре действующих предприятий), требующих относительно невысоких затрат, вовлечение субъектов малого предпринимательства.
С этой целью необходима разработка и проведение промышленной политики, предусматривающей определение устойчиво работающих предприятий вышеуказанных приоритетных отраслей и оказание им поддержки посредством:
- размещения госзаказов;
- приоритетного отбора и финансирования инвестиционных проектов по производству товаров народного потребления;
- предоставления гарантий по привлекаемым банковским кредитам;
- использования лизинговых схем кредитования;
- предоставления налоговых льгот (отсрочки, рассрочки, налогового кредита).
Актуальным является вопрос об увеличении влияния государства на деятельность ведущих предприятий. Учитывая отсутствие денежных ресурсов для участия в капитале предприятий, этот вопрос может быть решен через переоформление их задолженности перед бюджетом в акции, переданные республиканским органам власти.
2. Развитие сферы обслуживания населения. Необходима разработка программы развития платных услуг населению, в которой особое внимание должно быть уделено районам республики.
3. Улучшение состояния расчетов предприятий посредством:
- проведения реструктуризации задолженности предприятий в республиканский, местный бюджеты, включая списание пени и штрафов, безнадежной к взысканию недоимки;
- проведения внутрирегиональных зачетов взаимных требований предприятий, организаций, бюджета;
- определения неплатежеспособных, бесперспективных предприятий, являющихся устойчивыми неплательщиками, и осуществления процедуры их банкротства, что позволит уменьшить число генераторов неплатежей и окажет положительное влияние на общее состояние расчетов;
- развития вексельных расчетов.
4. Использование банковских кредитных ресурсов для удовлетворения потребностей реального сектора в финансовых средствах.
Правительству Республики Бурятия необходимо совместно с коммерческими банками определить основные направления кредитования в соответствии с приоритетами промышленной политики. Это будет способствовать использованию банковских кредитных ресурсов в целях структурных преобразований в реальном секторе экономики, в свою очередь определяющих улучшение состояния денежного обращения.
Для снижения рисков, повышения кредитной активности банков, уменьшения процентных ставок по банковским кредитам целесообразно:
- предоставление гарантий Правительства Республики Бурятия при кредитовании ведущих предприятий экономики;
- льготирование со стороны Правительства Республики Бурятия процентных ставок по предоставляемым кредитам;
- привлечение вкладов населения под гарантии Правительства для инвестирования приоритетных проектов;
- определение высокоэффективных инвестиционных проектов по производству товаров народного потребления и импортозамещающих товаров;
- синдицированное кредитование инвестиционных проектов;
- создание залогового фонда за счет ликвидных активов предприятий;
- выпуск корпоративных облигаций предприятиями;
- выпуск облигационных целевых займов;
- предоставление банкам режима льготного налогообложения в части республиканского, местного бюджетов, стимулирующего увеличение вложений в экономику.
Указанные вопросы рассматривались на круглом столе по проблемам кредитования, в котором приняли участие предприятия, участники Союза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия, Национальный банк Республики Бурятия, коммерческие банки. Была отмечена необходимость проработки вопроса под эгидой Союза промышленников и предпринимателей о создании залогового фонда за счет ликвидных активов предприятий, выпуске корпоративных облигаций предприятиями. Участники круглого стола приняли решение обратиться в Правительство, Народный Хурал Республики Бурятия с инициативой о создании постоянно действующего Совета из числа представителей Правительства, Народного Хурала республики, Союза промышленников и предпринимателей, коммерческих банков и Национального банка для координации действия сторон по решению проблем кредитования.
По оценке коммерческих банков, объем кредитов, выданных в III - IV кварталах 1999 года, составит около 250 млн. рублей, из которых 45% будут направлены в сферу материального производства. С учетом мультиплицирующего эффекта (денежный мультипликатор на 1 июля 1999 г. составил 1,51) предложение денежных средств для обслуживания хозяйственного оборота увеличится на 392,5 млн. рублей. К приоритетным направлениям кредитования банки относят пищевую, золотодобывающую промышленность, ЛПК, торговлю.
5. Развитие системы оптово - розничной торговли, включая:
- восстановление в районах сети райпотребкооперации, заключение соглашений с крупными оптовиками по обслуживанию предприятий райпотребкооперации;
- создание в районах центров оптовой торговли;
- создание в крупных населенных пунктах торговых центров (розничная торговля) для предпринимателей - физических лиц с обязательной их работой через ККМ при одновременном сокращении мест неорганизованной торговли (с машин, с лотков).
Основным источником поступления наличных денежных средств в кассы банков является торговая выручка юридических лиц, доля которой в структуре приходной части контролируемого налично - денежного оборота за 6 месяцев 1999 года составила 33,1%. Анализ работы пяти крупных оптовых центров г. Улан-Удэ показал, что в результате их деятельности происходит "связывание" наличных денег предпринимателей - физических лиц, поскольку товары реализуются за наличный расчет, и торговая выручка поступает в кассы банков, а расчеты с поставщиками оптовые центры на 84% производили в безналичном порядке.
6. Осуществление контроля за оборотом наличных денег предпринимателей без образования юридического лица, в том числе:
- разработка и реализация программы совместных действий налоговой полиции, налоговой инспекции, прокуратуры, МВД, Министерства юстиции, Национального банка Республики Бурятия по контролю за операциями с денежной наличностью во внебанковском секторе;
- расширение практики открытия банковских счетов предпринимателями - физическими лицами.
С учетом увеличения роли неорганизованного рынка в функционировании розничной торговли возрастает актуальность контроля за оборотом наличных денег предпринимателей - физических лиц, вовлечения их в безналичный оборот. Доля поступлений денежных средств от предпринимателей - физических лиц в общей сумме поступлений в кассы банков за 6 месяцев 1999 года составила 25,6% против 8,9% в аналогичном периоде 1998 года. По состоянию на 01.07.99 предпринимателями - физическими лицами открыто 3585 банковских счетов, поступления наличных средств составили 631,4 млн. руб. и превысили выдачу на 417,1 млн. рублей. В то же время имеют место случаи обналичивания денежных средств со счетов предпринимателей. Для исключения подобной практики Национальным банком Республики Бурятия разработаны дополнения в Указ Президента Республики Бурятия от 30.09.96 № 340 "Об упорядочении налично - денежного обращения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на территории Республики Бурятия", предусматривающие ограничение выдачи наличных денег предпринимателям - физическим лицам размером поступлений от них наличных средств.
Меры по оптимизации структуры денежной массы, реализуемые в банковском секторе, затрагивают контролируемый (проходящий через кассы банков) налично - денежный оборот и включают контроль за соблюдением порядка работы с наличностью юридическими лицами (установление лимитов остатков касс хозяйствующим субъектам, проведение проверок соблюдения клиентами порядка кассовых операций, оперативный контроль за поступлением выручки), развитие системы расчетов с использованием банковских пластиковых карт.
Контролируемый налично - денежный оборот за 6 месяцев 1999 года составил 5,9 млрд. руб., что на 42% превышает уровень соответствующего периода прошлого года. Для повышения эффективности контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций, обеспечения максимальной возвратности наличных денег в кассы кредитных организаций Национальный банк Республики Бурятия подготовит проект Указа Президента республики, в котором будут установлены нормы расходования наличных денег из выручки для юридических лиц и определены меры ответственности за расходованием ими выручки без согласования с обслуживающим банком или сверх разрешенных норм.
Развитие пластиковых систем определяется, с одной стороны, состоянием платежеспособности коммерческих банков, а с другой, объемами реализации предприятий торговли и сферы услуг и их заинтересованностью в использовании пластиковых карт в расчетах. Несмотря на финансовый кризис, региональный рынок пластиковых карт продолжает развиваться, что свидетельствует о его перспективности. В настоящее время в республике используются банковские пластиковые карты "Золотая корона" (банк - эмитент Байкалбанк), смарт - карты ОАО "Бикомбанк" (СБС-АГРО-Бурятия), пластиковые карты АС "Сберкарт" (Бурятский банк Сбербанка РФ), проводятся расчеты по международным пластиковым картам STB Card, VIZA Electron. За 6 месяцев т.г. оборот по банковским пластиковым картам по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился в 5,7 раза и составил 119,9 млн. рублей. Обслуживание по банковским пластиковым картам производится 72 предприятиями торговли и сферы услуг. Осуществляются мероприятия по развитию Региональной платежной системы (с использованием пластиковых карт), банком - агентом которой выступает Байкалбанк. Функционирование Республиканской платежной системы позволит использовать ресурсы банков для удовлетворения потребности в финансовых средствах предприятий торговли, сферы услуг и осуществлять расчеты по реализации товаров, услуг в безналичной форме. В качестве условий, способствующих развитию пластиковых систем, целесообразно на законодательном уровне (дополнение в Закон Республики Бурятия "О налоге с продаж") исключить из объекта налогообложения по налогу с продаж расчеты между юридическими и физическими лицами с использованием пластиковых карт.
Исходя из сложившейся в текущем году динамики денежной массы в республике, количественных ориентиров, установленных Банком России, и прогнозного значения инфляции на 1999 год, а также с учетом реализации мер по оптимизации структуры денежной массы в регионе, рациональной организации налично - денежных потоков, прогнозное значение денежной массы на 01.01.2000 может составить 4590 млн. руб., уровень монетизации экономики республики (с учетом прогнозируемого объема ВРП) - около 30%.

3.2. Реструктуризация и регулирование банковской системы:
Наличие стабильно функционирующей банковской системы обеспечивает оказание базового комплекса услуг, своевременное проведение платежей, возможность использования финансовых инструментов для развития экономики.
Целью реструктуризации банковского сектора республики является формирование ядра финансово - устойчивых кредитных учреждений и освобождение банковской системы от неплатежеспособных банков.
Задачи реструктуризации банковской системы определены в программном документе Банка России и Правительства РФ "О мерах по реструктуризации банковской системы РФ". На основании этой программы, а также планов развития кредитных организаций Национальным банком разрабатывается Программа стабилизации и развития банковской системы республики на период 1999 - 2002 гг.
Национальный банк классифицировал самостоятельные коммерческие банки с позиции определения структурообразующих банков. К этой группе отнесены АКБ "СБС-АГРО-Бурятия", АК "БайкалБанк". По состоянию на 01.07.99 на эти банки приходится 23,3% ресурсов, привлеченных кредитными организациями региона, и 40,4% кредитных вложений. Перед структурообразующими банками ставится задача наращивания капитальной базы, снижения иммобилизации собственных средств и расширения банковских услуг, прежде всего, в части кредитования экономики.
АК "СБС-АГРО-Бурятия" проводит работу по расширению филиальной сети. Национальным банком рассмотрены документы на открытие филиала этого банка в г. Красноярск и подготовлено положительное заключение для регистрации филиала Центральным банком РФ.
Банк планирует увеличение собственного капитала за счет привлечения средств инвесторов. Одновременно рассматривается возможность реструктуризации с участием Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). АК "СБС-АГРО-Бурятия" подготовил пакет документов для АРКО.
В результате размещения в апреле текущего года акций пятой эмиссии оплаченный уставный капитал АК "Байкалбанка" составил 34,4 млн. руб. Размер собственных средств отвечает требованиям о минимальном размере капитала, предъявляемым Банком России для расширения деятельности. В планах развития банка - получение генеральной лицензии и лицензии на право работы с драгметаллами. Соответствующий пакет документов находится на рассмотрении в Банке России.
В 1997 - 1998 годах из одиннадцати коммерческих банков отозваны лицензии у пяти, испытывавших проблемы с ликвидностью и недостаточностью собственных средств (коммерческие банки "Иволгинский", "ПАКбанк", "Мотом-банк", "Октябрьский", "Парамита"). Национальным банком осуществляется контроль за ходом ликвидационных процедур. В настоящее время приняты решения об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у СПБ "Социумбанк" и АГБ "Улан-Удэбанк", рассматривается вопрос об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у коммерческого банка "Бурятавиабанк".
В связи с отзывом лицензий у коммерческих банков (Агропромбанк, Промстройбанк, Мосбизнесбанк) прекращены банковские операции в их филиалах, расположенных в республике. Национальным банком рассмотрены документы и направлено положительное заключение в ГУ ЦБ РФ по г. Москва об открытии на базе Бурятской дирекции Мосбизнесбанка филиала Банка Москвы.
После завершения реорганизационных процедур банковская система республики может состоять из двух региональных самостоятельных банков с достаточной капитальной базой (АКБ "СБС-АГРО-Бурятия" с филиалами в других регионах РФ и с 28 допофисами по Республике Бурятия, АК "БайкалБанк" с 5 филиалами в г. Северобайкальск, Петропавловке, Маловске, г. Улан-Удэ), Бурятским банком и 14 отделениями Сбербанка России, 5 филиалами московских банков (филиал Банка Москвы, Бурятский филиал Связьбанка, филиал "БИН-Азия", филиал РОСбанка, филиал Русь-банка) и филиалом банка Иркутской области (филиал ВостСибТранскомбанка).
В целях ограничения влияния рисков на деятельность кредитных организаций будет продолжена работа по совершенствованию банковского надзора, включающая:
- углубление анализа финансового состояния кредитных организаций для выявления проблем на ранних стадиях развития;
- усиление инспекционного контроля за достоверностью учета и отчетности коммерческих банков;
- контроль за полнотой создания резервов на возможные потери;
- развитие в кредитных организациях системы внутреннего контроля, препятствующий принятию чрезмерных рисков и неконтролируемых решений по управлению активами и пассивами;
- усиления контроля за качеством проведения банковского аудита.
Для регулирования текущей ликвидности кредитных организаций Национальный банк будет осуществлять контроль за выполнением банками обязательных резервных требований, предоставлять коммерческим банкам ломбардные кредиты при наличии заявок с их стороны и выполнении установленных требований, проводить операции по привлечению в депозиты свободных ресурсов коммерческих банков.
Учитывая актуальность проблемы кредитования реального сектора, Банк России приступил к подготовительным мероприятиям по проведению банковских кредитных операций с использованием собственных долговых обязательств первоклассных эмитентов - предприятий реального сектора, что позволит увеличить денежное предложение в экономику, обеспеченное товарным покрытием. В рамках подготовительных мероприятий Банк России реализует проект организации системного мониторинга предприятий, основной целью которого является оценка динамики экономической конъюнктуры, уровня платежеспособности предприятий и спроса на заемные ресурсы. На первом этапе в проекте участвуют территориальные учреждения Банка России из 13 регионов, в том числе Национальный банк Республики Бурятия.
Валютное регулирование и контроль осуществляются в соответствии с валютным законодательством и включают:
- контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров на счета экспортеров в уполномоченных кредитных организациях и ее обязательной продажей в соответствии с установленной нормой;
- контроль за осуществлением платежей и иных расчетных операций в иностранной валюте;
- регулирование деятельности обменных пунктов;
- осуществление методического руководства уполномоченными кредитными организациями в части операций с инвалютой и драгметаллами.
В республике 8 уполномоченных банков и филиалов имеют право на работу с иностранной валютой (АКБ "СБС-АГРО-Бурятия", АК "БайкалБанк", СПБ "Социумбанк", Бурятский банк Сбербанка РФ, филиал "БИН-Азия" АКБ "БИН", Бурятский АКБ "Связь-банка", ФАКБ "Русь-банка", ФАКБ "Росбанка"). На территории республики действует 32 пункта обмена иностранной валюты, в том числе 16 - в г. Улан-Удэ. 89 операционных касс уполномоченных банков приступили к осуществлению операций в иностранной валюте.
За прошедший период текущего года на транзитные валютные счета юридических лиц поступило 28,5 млн. долларов США, из которых 76% продано на внутреннем валютном рынке (при норме 75%). По данным уполномоченных банков за отчетный период текущего года, как и в сопоставимом периоде прошлого года, поступление экспортной выручки составило 98% от общей стоимости отгруженных товаров.
Реструктуризация банковской системы, участие кредитных организаций в обеспечении экономического роста предполагают взаимодействие Правительства и коммерческих банков, предусматривающее:
- со стороны Правительства - участие в капиталах самостоятельных банков, перевода счетов республиканского бюджета, республиканских внебюджетных фондов в структурообразующие банки, создание условий, способствующих увеличению вложений банков в экономику региона, определение направления кредитования в соответствии с приоритетами развития экономики;
- со стороны кредитных организаций - проведение активных операций с учетом интересов республики.
В связи с тем, что через Бурятский банк Сбербанка России фактически осуществляется отток денежных ресурсов из региона (его доля в ресурсной базе коммерческих банков на 01.07.99 составляла 56%, тогда как кредитные вложения занимали 27,3% в общей сумме кредитных вложений), целесообразно в трехстороннем соглашении, заключенном между Правительством Республики Бурятия, Сбербанком РФ, Бурятским банком Сбербанка РФ, дополнительно определить доли ресурсов, основные направления для размещения их последним в республике.
В отношении создания регионального банка развития наиболее приемлемым является открытие в республике филиала Российского банка развития (после завершения всех организационных процедур на федеральном уровне), в том числе на базе действующей в регионе кредитной организации, либо заключение агентских соглашений между Российским банком развития и региональным структурообразующим банком.

3.3. Развитие платежной системы.
Платежная система продолжит развитие в соответствии с принятой Банком России Концепцией системы валовых расчетов в режиме реального времени, которая обеспечивает:
- оперативное зачисление поступающих на счета кредитных организаций и клиентов средств, возможность немедленного их использования;
- ускорение оборачиваемости денежных средств и сокращение объемов средств кредитных организаций в расчетах;
- снижение рисков системы расчетов;
- повышение возможности кредитных организаций по управлению внутридневной ликвидностью.
Развитие системы валовых расчетов в режиме реального времени осуществляется поэтапно по мере создания нормативной базы, технического и программного обеспечения.
В рамках реализации Концепции валовых расчетов Национальным банком 22.03.99 осуществлен переход на централизованную обработку учетно - операционной информации. Информация от расчетно - кассовых центров поступает в Центр обработки информации, где сразу же проводится по счетам отправителей и получателей денежных средств, открытых в расчетно - кассовых центрах. Семь кредитных организаций г. Улан-Удэ обслуживаются по безбумажной технологии.
Практически все внутрирегиональные платежи осуществляются электронным способом. Клиенты банков имеют возможность проводить платежи электронным способом с 74 регионами России. Объем межрегиональных электронных платежей за январь - июнь текущего года составил 5,9 млрд. руб., что в 4,5 раза превышает уровень аналогичного периода прошлого года. 90,8% межрегиональных платежных документов проведены электронным способом.
Дальнейшее развитие платежной системы будет включать:
- внедрение программного обеспечения "Эконом - класса", предусматривающего прямой обмен банковской учетно - операционной информацией между кредитными организациями и Центром обработки информации по безбумажной технологии;
- создание единой телекоммуникационной банковской сети на объектах Национального банка Республики Бурятия;
- расширение системы межрегиональных электронных платежей.
Переход на систему валовых расчетов в режиме реального времени Банком России планируется завершить к 2001 году.

Заключение.
Концепция республиканской денежно - кредитной политики соответствует основной задаче экономической политики Правительства республики - стабилизации экономики и достижению экономического роста. Настоящий документ предполагает создание таких предпосылок экономического роста, как оптимизация структуры денежной массы, стабилизация банковской системы, ориентированной на обслуживание реального сектора экономики, и на этой основе повышение доверия к банковской системе со стороны населения, устойчивое функционирование платежной системы, обеспечивающей высокую оборачиваемость денежных средств на основе современного программно - технического обеспечения.
В основе реализации Концепции определены как экономические, так и административные методы, затрагивающие реальный сектор, денежное обращение и банковскую систему. Концепция предусматривает принятие ряда республиканских нормативных актов, реализацию мер по увеличению контролируемого налично - денежного оборота, вовлечению наличных денег в обращении в безналичный оборот, разработку Программы стабилизации и развития банковской системы республики. Взаимоотношения Правительства и коммерческих банков будут строиться, прежде всего, исходя из принципа согласованности экономической и кредитной политики.





Утвержден
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 01.09.1999 № 325

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ

   ----T------------------------T---------------T-----------------T------------T-------------------¬

¦ № ¦ Содержание мероприятий ¦ Нормативные ¦ Ожидаемый ¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦п/п¦ ¦ документы, ¦ экономический ¦ исполнения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ необходимые ¦ эффект ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦для реализации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ (на уровне ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Правительства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ РБ) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦1. ¦В Концепции промышленной¦ ¦"Связывание" ¦III квартал ¦Минпром, ¦
¦ ¦политики учесть ¦ ¦наличных денег ¦1999 г. ¦Минэкономики, ¦
¦ ¦приоритетное развитие ¦ ¦населения за счет¦ ¦Минсельхозпрод ¦
¦ ¦производства товаров ¦ ¦насыщения ¦ ¦ ¦
¦ ¦повседневного спроса и ¦ ¦потребительского ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспортоориентированных ¦ ¦рынка продукцией ¦ ¦ ¦
¦ ¦отраслей ¦ ¦местных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦предприятий, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦увеличение ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦поступлений ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦денежных средств ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦в республику ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦2. ¦Для привлечения ¦ ¦Использование ¦III квартал ¦ФП СЭР, кредитные ¦
¦ ¦кредитных ресурсов в ¦ ¦кредитных ¦1999 г. ¦организации ¦
¦ ¦экономику республики ¦ ¦ресурсов для ¦ ¦ ¦
¦ ¦предложить кредитным ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦
¦ ¦организациям перечень ¦ ¦экономики ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвестиционных проектов ¦ ¦республики ¦ ¦ ¦
¦ ¦приоритетных отраслей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики, вошедших в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦федеральную Программу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально-экономического¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Бурятия. Подписать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Соглашение о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сотрудничестве между ФП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦СЭР и кредитными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организациями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦3. ¦Внести предложение в ¦Письмо в ¦Привлечение ¦III квартал ¦Национальный банк, ¦
¦ ¦Правительство республики¦Правительство ¦кредитных ¦1999 г. ¦кредитные ¦
¦ ¦о включении кредитных ¦республики ¦ресурсов банков ¦ ¦организации, ¦
¦ ¦организаций, СПП в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состав Комиссии по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвестиционным конкурсам¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при Правительстве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦4. ¦В целях привлечения ¦Постановление ¦Развитие ¦1999 - 2002 ¦Минфин, кредитные ¦
¦ ¦вкладов населения для ¦Правительства ¦экономики ¦гг. ¦организации, ¦
¦ ¦инвестирования кредитным¦ ¦ ¦ ¦Национальный банк ¦
¦ ¦организациям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦активизировать работу по¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦введению на территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦республики нового вида ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вклада с целевым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦размещением привлеченных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств в экономику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦республики под гарантию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Правительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦5. ¦В целях реализации ¦Соглашение ¦Выработка единой ¦август 1999 ¦СПП, Национальный ¦
¦ ¦резолюции круглого стола¦между членами ¦политики в ¦г. ¦банк, кредитные ¦
¦ ¦по теме: "Коммерческие ¦СПП РБ ¦области ¦ ¦организации ¦
¦ ¦банки - предприятия, ¦ ¦кредитования ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблемы кредитования", ¦ ¦реального сектора¦ ¦ ¦
¦ ¦организованного СПП, ¦ ¦экономики ¦ ¦ ¦
¦ ¦Нацбанком с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиями и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кредитными организациями¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦республики: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦ ¦- подготовить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предложения по составу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Совета органа, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦координирующего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦совместную работу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий и кредитных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦ ¦- проработать вопрос о ¦ ¦Снижение ¦II полугодие¦СПП, Национальный ¦
¦ ¦создании за счет ¦ ¦кредитных рисков,¦1999 г. ¦банк, кредитные ¦
¦ ¦ликвидных активов ¦ ¦повышение ¦ ¦организации ¦
¦ ¦предприятий залогового ¦ ¦кредитной ¦ ¦ ¦
¦ ¦фонда и механизма его ¦ ¦активности ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования для ¦ ¦кредитных ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения возвратности¦ ¦организаций ¦ ¦ ¦
¦ ¦банковских кредитов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦ ¦- совместно с ¦ ¦Привлечение ¦II полугодие¦СПП, Национальный ¦
¦ ¦региональной комиссией ¦ ¦ресурсов для ¦1999 г. ¦банк, кредитные ¦
¦ ¦по ценным бумагам и ¦ ¦развития ¦ ¦организации ¦
¦ ¦фондовому рынку ¦ ¦реального сектора¦ ¦ ¦
¦ ¦проработать вопрос о ¦ ¦экономики ¦ ¦ ¦
¦ ¦выпуске предприятиями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦корпоративных облигаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для привлечения заемных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств, выпуск целевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦облигационных займов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦ ¦- Национальному банку ¦План семинаров ¦ ¦август 1999 ¦Национальный банк, ¦
¦ ¦подготовить план ¦ ¦ ¦г. ¦СПП, кредитные ¦
¦ ¦проведения семинаров для¦ ¦ ¦ ¦организации ¦
¦ ¦предприятий в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦денежно-кредитной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦6. ¦Разработать программу ¦Постановление ¦Оздоровление и ¦III квартал ¦Национальный банк, ¦
¦ ¦стабилизации и развития ¦Правительства ¦развитие ¦1999 г. ¦кредитные ¦
¦ ¦банковской системы ¦ ¦банковской ¦ ¦организации, ¦
¦ ¦республики на 1999 - ¦ ¦системы ¦ ¦Минэкономики, ¦
¦ ¦2000 годы ¦ ¦ ¦ ¦Минфин ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦ ¦- наращивание капитала ¦Закон РБ о ¦Повышение ¦1999 - 2000 ¦Кредитные ¦
¦ ¦региональных банков, в ¦республиканском¦устойчивости, ¦гг. ¦организации, Минфин¦
¦ ¦том числе при участии ¦бюджете, ¦увеличение ¦ ¦ ¦
¦ ¦Правительства РБ; ¦постановление ¦ресурсной базы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Правительства ¦кредитных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦организаций ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦ ¦- проведение работы по ¦ ¦Оздоровление ¦1999 г. ¦Национальный банк ¦
¦ ¦отзыву лицензии у ¦ ¦банковской ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблемных банков, не ¦ ¦системы ¦ ¦ ¦
¦ ¦имеющих перспектив ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦7. ¦Осуществлять контроль за¦ ¦Поступление ¦1999 - 2002 ¦Бурятская таможня ¦
¦ ¦поступлением экспортной ¦ ¦иностранной ¦гг. ¦ ¦
¦ ¦выручки на валютные ¦ ¦валюты от ¦ ¦ ¦
¦ ¦счета экспортеров в ¦ ¦экспортных ¦ ¦ ¦
¦ ¦уполномоченных банках ¦ ¦операций ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦8. ¦Осуществлять контроль за¦ ¦Обеспечение ¦1999 - 2002 ¦Национальный банк, ¦
¦ ¦обязательной продажей ¦ ¦полноты и ¦гг. ¦уполномоченные ¦
¦ ¦валютной выручки ¦ ¦своевременности ¦ ¦банки ¦
¦ ¦экспортерами в ¦ ¦поступления ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с ¦ ¦валютных средств ¦ ¦ ¦
¦ ¦установленными ¦ ¦на внутренний ¦ ¦ ¦
¦ ¦требованиями ¦ ¦валютный рынок ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦9. ¦Определить ¦ ¦Улучшение ¦1999 - 2002 ¦ТА ФСДН РФ по РБ, ¦
¦ ¦бесперспективные, ¦ ¦состояния ¦гг. ¦ГНИ по РБ, Минфин, ¦
¦ ¦неплатежеспособные ¦ ¦расчетов за счет ¦ ¦Минэкономики ¦
¦ ¦предприятия и провести ¦ ¦сокращения ¦ ¦ ¦
¦ ¦процедуры их банкротства¦ ¦количества ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦генераторов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦неплатежей в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦экономике, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сокращение ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦теневого налично-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦денежного оборота¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦10.¦Разработать порядок ¦Постановление ¦Сокращение ¦после ¦Минфин, ГНИ по РБ ¦
¦ ¦списания безнадежной к ¦Правительства ¦задолженности в ¦получения ¦ ¦
¦ ¦взысканию недоимки в ¦ ¦бюджеты, ¦аналогичного¦ ¦
¦ ¦бюджеты согласно ст. 59 ¦ ¦улучшение ¦порядка РФ ¦ ¦
¦ ¦Налогового кодекса РФ ¦ ¦состояния ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦расчетов ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦11.¦Продолжить практику ¦ ¦Сокращение ¦1999 - 2002 ¦Национальный банк, ¦
¦ ¦проведения ¦ ¦неплатежей ¦гг. ¦Минфин, ГНИ по РБ, ¦
¦ ¦внутрирегиональных ¦ ¦ ¦ ¦кредитные ¦
¦ ¦зачетов взаимных ¦ ¦ ¦ ¦организации ¦
¦ ¦требований предприятий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций, бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦12.¦Обеспечить реализацию ¦Информация в ¦Развитие ¦II полугодие¦Минфин, БРК по ЦБ и¦
¦ ¦пункта 10 постановления ¦Правительство ¦вексельных ¦1999 г. ¦ФР, республиканский¦
¦ ¦Правительства РБ от ¦ ¦расчетов ¦ ¦долговой центр, ¦
¦ ¦09.07.1999 № 246 "О ¦ ¦ ¦ ¦Национальный банк, ¦
¦ ¦мерах по упорядочению ¦ ¦ ¦ ¦кредитные ¦
¦ ¦налично-денежных потоков¦ ¦ ¦ ¦организации ¦
¦ ¦в Республике Бурятия" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦13.¦Разработать программу ¦Постановление ¦Сокращение ¦II полугодие¦УФСНП по РБ, ¦
¦ ¦совместных действий по ¦Правительства ¦миграции наличных¦1999 г. ¦ГНИ по РБ, МВД, ¦
¦ ¦контролю за операциями с¦ ¦денег, увеличение¦ ¦Министерство ¦
¦ ¦денежной наличностью во ¦ ¦налогооблагаемой ¦ ¦юстиции, ¦
¦ ¦внебанковском, "теневом"¦ ¦базы ¦ ¦Национальный банк, ¦
¦ ¦обороте наличных денег ¦ ¦ ¦ ¦кредитные ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организации ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦14.¦Установить юридическим ¦Указ Президента¦Сокращение ¦июль - ¦Национальный банк, ¦
¦ ¦лицам, включая торговые ¦ ¦внебанковского ¦сентябрь ¦ГНИ по РБ, ¦
¦ ¦организации в ¦ ¦оборота наличных ¦1999 г. ¦кредитные ¦
¦ ¦республике, нормы ¦ ¦денег ¦ ¦организации, органы¦
¦ ¦расходования наличных ¦ ¦ ¦ ¦местного ¦
¦ ¦денег из выручки. ¦ ¦ ¦ ¦самоуправления. ¦
¦ ¦Определить меры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦административной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ответственности за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расходование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юридическими лицами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выручки без согласования¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с банком или сверх ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрешенных норм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦15.¦Разработать и внести ¦Указ Президента¦Сокращение ¦III квартал ¦Национальный банк, ¦
¦ ¦дополнения в Указ ¦ ¦неконтролируемого¦1999 г. ¦ГНИ по РБ, органы ¦
¦ ¦Президента Республики ¦ ¦налично-денежного¦ ¦местного ¦
¦ ¦Бурятия от 30.09.1996 ¦ ¦оборота ¦ ¦самоуправления, ¦
¦ ¦№ 340 "Об упорядочении ¦ ¦ ¦ ¦кредитные ¦
¦ ¦налично-денежного ¦ ¦ ¦ ¦организации ¦
¦ ¦обращения граждан, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦занимающихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельностью без ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования юридического¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лица на территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Республики Бурятия": ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- по прекращению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практики обналичивания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безналичных денежных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств, поступивших на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦счета предпринимателей -¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физических лиц без ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования юридического¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лица ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦16.¦Подготовить проект ¦Закон ¦Сокращение ¦II полугодие¦Минфин, ¦
¦ ¦Закона "О внесении ¦о внесении ¦налично-денежного¦1999 г. ¦Национальный банк, ¦
¦ ¦дополнений в Закон РБ "О¦дополнений ¦оборота на 58 ¦ ¦ГНИ по РБ, ¦
¦ ¦налоге с продаж" в части¦в Закон РБ ¦млн. рублей ¦ ¦кредитные ¦
¦ ¦исключения из объекта ¦"О налоге ¦ ¦ ¦организации ¦
¦ ¦налогообложения по ¦с продаж" ¦ ¦ ¦республики ¦
¦ ¦налогу с продаж расчетов¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦между юридическими и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физическими лицами с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пластиковых карт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦17.¦Разработать программу ¦Постановление ¦"Связывание" ¦IV квартал ¦Комитет по ¦
¦ ¦развития платных услуг ¦Правительства ¦наличных денег ¦1999 г. ¦поддержке развития ¦
¦ ¦населению в районах ¦ ¦населения за счет¦ ¦малого ¦
¦ ¦республики и г. Улан-Удэ¦ ¦развития сферы ¦ ¦предпринимательства¦
¦ ¦ ¦ ¦услуг ¦ ¦Минпрома, органы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦самоуправления ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦18.¦Проработать вопрос по ¦Постановления ¦Сокращение ¦II полугодие¦Госкомитет по ¦
¦ ¦созданию необходимых ¦глав органов ¦миграции наличных¦1999 г. ¦торговле, ¦
¦ ¦условий для открытия в ¦местного ¦денег внутри ¦ ¦Буркоопсоюз, органы¦
¦ ¦районах республики ¦самоуправления ¦республики и за ¦ ¦местного ¦
¦ ¦филиалов от оптовых ¦ ¦ее пределы ¦ ¦самоуправления ¦
¦ ¦торговых центров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦г. Улан-Удэ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦19.¦Продолжить работу по ¦ ¦"Связывание" ¦1999 - 2002 ¦Буркоопсоюз, ¦
¦ ¦сохранению в районах ¦ ¦наличных денег ¦гг. ¦Госкомитет по ¦
¦ ¦республики сети ¦ ¦населения по ¦ ¦торговле, органы ¦
¦ ¦потребительской ¦ ¦каналам ¦ ¦местного ¦
¦ ¦кооперации, заготконтор ¦ ¦организованной ¦ ¦самоуправления ¦
¦ ¦ ¦ ¦торговли ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦20.¦Для ускорения ¦ ¦Повышение ¦2002 г. ¦Национальный банк ¦
¦ ¦оборачиваемости денежных¦ ¦возможности ¦(в ¦ ¦
¦ ¦средств в расчетах ¦ ¦управления ¦соответствии¦ ¦
¦ ¦осуществить переход на ¦ ¦кредитными ¦со сроками ¦ ¦
¦ ¦систему валовых расчетов¦ ¦организациями ¦Банка ¦ ¦
¦ ¦в режиме реального ¦ ¦текущей ¦России) ¦ ¦
¦ ¦времени ¦ ¦ликвидностью ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦21.¦Внедрить программное ¦ ¦Ускорение ¦2000 - 2001 ¦Национальный банк ¦
¦ ¦обеспечение "Эконом- ¦ ¦оборачиваемости ¦гг. (в ¦ ¦
¦ ¦класс" обработки учетно-¦ ¦денежных средств ¦соответствии¦ ¦
¦ ¦операционной информации ¦ ¦в расчетах ¦со сроками ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Банка ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦России) ¦ ¦
+---+------------------------+---------------+-----------------+------------+-------------------+
¦22.¦Продолжить работу по ¦ ¦Повышение ¦2002 г. ¦Национальный банк ¦
¦ ¦созданию единой ¦ ¦надежности ¦(в ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационной ¦ ¦каналов передачи ¦соответствии¦ ¦
¦ ¦банковской сети (ЕТКБС) ¦ ¦банковской ¦со сроками ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦информации ¦Банка ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦России) ¦ ¦
L---+------------------------+---------------+-----------------+------------+--------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru