ЗАКОН Республики Бурятия от 25.04.1997 № 512-I
(ред. от 10.06.2003)
"ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ"
(принят Народным Хуралом РБ 25.04.1997)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Бурятия", № 103, 04.06.1997,
"Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия", № 19, 1997.
Утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 20.02.2004 № 662-III, вступившего в силу через 10 дней со дня его официального опубликования в газете "Бурятия".
ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Принят
Народным Хуралом
Республики Бурятия
25 апреля 1997 года
(в ред. Закона Республики Бурятия от 10.06.2003 № 330-III)
Настоящий Закон определяет основные задачи, принципы, порядок образования общественных формирований, их полномочия и участие в них граждан по охране общественного порядка в Республике Бурятия.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе
1. Общественное формирование граждан по охране общественного порядка, (штаб, дружина, рабочий, молодежный отряд, комитет, секция и т.д., далее - общественное формирование граждан) - форма организации общественной самодеятельности по охране общественного порядка в Республике Бурятия, создаваемая органами исполнительной власти, местного самоуправления Республики Бурятия, коллективами предприятий, учреждений, организаций на основе добровольного вхождения граждан.
2. Штаб общественного формирования граждан по охране общественного порядка органов местного самоуправления (далее - штаб общественного формирования) - общественное образование, созданное решением органов местного самоуправления Республики Бурятия для координации деятельности и оказания методической помощи общественным формирования граждан по охране общественного порядка.
3. Территориальный пункт охраны общественного порядка - орган общественной самодеятельности, обеспечивающий согласованность действий общественного формирования граждан по охране общественного порядка, функционирующий на определенной территории (микрорайоне).
4. Совет общественности - руководящий и координирующий орган территориального пункта охраны общественного порядка или коллектива предприятия, учреждения, организации.
5. Комитет (секция) общественного формирования - структурное подразделение общественного формирования граждан по охране общественного порядка.
6. Внештатный сотрудник органов внутренних дел Республики Бурятия - гражданин Республики Бурятия, привлекаемый с его согласия к оказанию содействия органам внутренних дел Республики Бурятия в охране общественного порядка и выполнения возложенных на него задач.
Статья 2. Цели и задачи общественного формирования граждан
Общественное формирование граждан создается для оказания помощи органам исполнительной власти и местного самоуправления Республики Бурятия в предупреждении и пресечении правонарушений, охране общественного порядка, защите прав и законных интересов граждан, для профилактической работы и правовой пропаганды среди населения Республики Бурятия.
Статья 3. Принципы работы общественного формирования граждан
Деятельность общественного формирования граждан осуществляется на принципах законности, добровольности, самоуправления, гласности.
Статья 4. Законодательство и другие правовые акты, регулирующие участие граждан в охране общественного порядка в Республике Бурятия
Участие граждан в охране правопорядка в Республике Бурятия регулируется федеральным законодательством, настоящим Законом, а также правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории Республики Бурятия, которые принимаются в пределах их компетенции и не противоречат настоящему Закону.
Статья 5. Требования, предъявляемые к учредителям, членам общественного формирования граждан
1. Учредителями общественного формирования граждан по охране общественного порядка в Республике Бурятия могут быть органы исполнительной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а членами - лица, достигшие 18-летнего возраста, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
2. Для участия в охране общественного порядка не допускаются:
а) ограниченно дееспособные и недееспособные граждане, признанные таковыми в установленном законом порядке;
б) иностранные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или международными договорами и соглашениями Российской Федерации и Республики Бурятия.
Глава II. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАН
Статья 6. Порядок образования общественного формирования
1. Общественное формирование граждан образуется по инициативе органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Бурятия, коллективов предприятий, учреждений и организаций в соответствии с настоящим Законом и Положением, утверждаемым органами местного самоуправления.
2. Общественное формирование граждан в пределах своей компетенции и для реализации своих задач может создавать руководящие органы, секции, комитеты и иные структурные подразделения.
Статья 7. Порядок образования и состав штаба общественного формирования
1. Штаб общественного формирования образуется по решению соответствующего органа местного самоуправления Республики Бурятия.
2. В состав штаба входят должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, находящихся на соответствующей территории, руководители общественных формирований, представители трудовых коллективов.
3. Численный состав штаба устанавливается в соответствии с объемом работы, с учетом местных условий.
4. В своей деятельности штаб общественного формирования руководствуется настоящим Законом и принятым в соответствии с ним Положением.
Статья 8. Основные полномочия штаба общественного формирования
Штаб общественного формирования на соответствующей территории осуществляет следующие основные полномочия:
а) координирует деятельность общественного формирования, оказывает ему методическую и иную помощь;
б) разрабатывает и вносит в органы местного самоуправления и внутренних дел Республики Бурятия предложения по вопросам укрепления общественного порядка и профилактики правонарушений;
в) заслушивает отчеты общественного формирования;
г) обобщает и распространяет опыт работы общественного формирования;
д) осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о нем.
Статья 9. Основные направления деятельности общественного формирования граждан
Основными направлениями деятельности общественного формирования граждан являются:
а) содействие органам государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия, предприятиям, учреждениям и организациям в предупреждении и пресечении правонарушений;
б) обеспечение охраны общественного порядка непосредственно или совместно с органами внутренних дел республики на предприятиях, в учреждениях, организациях, на улицах, площадях, жилых микрорайонах, общежитиях, на транспорте, местах массового отдыха и других общественных местах;
в) предупреждение детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
г) оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев;
д) участие в спасении граждан, животных, а также обеспечение общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, чрезвычайного положения, эпидемий и др.);
е) проведение воспитательной и профилактической работы с гражданами, склонными к совершению к правонарушений;
ж) правовая пропаганда среди населения;
з) иные направления деятельности, предусмотренные Положением об общественном формировании граждан, не противоречащие действующему законодательству.
Статья 10. Территориальный пункт охраны общественного порядка, его функции и полномочия
1. Территориальный пункт охраны общественного порядка создается органами местного самоуправления, гражданами, коллективами предприятий, учреждений и организаций по месту жительства, работы или учебы. Целью его деятельности является совместное решение вопросов, касающихся охраны общественного порядка на соответствующей территории, на предприятиях, в учреждениях или организациях.
2. Органы местного самоуправления и внутренних дел обязаны оказывать содействие гражданам, коллективам предприятий, учреждений и организаций в создании и организации работы территориальных пунктов охраны общественного порядка.
3. Полномочия территориального пункта охраны общественного порядка и Совета общественности определяются Положением о территориальном пункте охраны общественного порядка, принятым на общем собрании (конференции) заинтересованных граждан, коллективов предприятий, учреждений, организаций и утвержденным органами местного самоуправления.
4. Руководящим и координирующим органом территориального пункта охраны общественного порядка является Совет общественности.
5. Территориальный пункт охраны общественного порядка может образовывать секции, комитеты и другие структурные органы.
Статья 11. Положение об общественном формировании граждан
Положение об общественном формировании граждан устанавливает:
а) название, цели общественного формирования, его организационно - правовую форму;
б) структуру общественного формирования, территорию, на которой данное формирование осуществляет свою деятельность;
в) условия и порядок приобретения и утраты членства общественного формирования, права и обязанности членов общественного формирования (для формирований, имеющих членство);
г) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного формирования, сроки их полномочий, место их нахождения;
д) порядок прекращения деятельности общественного формирования, его ликвидации, внесения изменений и дополнений в Положение;
е) иные вопросы, относящиеся к их деятельности.
Статья 12. Внештатные сотрудники органов внутренних дел Республики Бурятия
1. Органы внутренних дел Республики вправе иметь внештатных сотрудников.
2. Положение о внештатном сотруднике разрабатывает и утверждает Министерство внутренних дел Республики Бурятия в установленном порядке.
Статья 13. Участие отдельных граждан в охране общественного порядка в Республике Бурятия
Отдельные граждане могут с их согласия привлекаться к оказанию помощи органам внутренних дел Республики Бурятия в подготовке и проведении оперативно - служебных мероприятий, входящих в компетенцию этих органов, на основании и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Статья 14. Взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и внутренних дел Республики Бурятия с общественными формированиями граждан
1. Органы государственной власти, местного самоуправления, внутренних дел Республики Бурятия обеспечивают законодательное и иное нормативное правовое регулирование деятельности общественных формирований граждан, оказывают содействие, поддержку в их деятельности и иную помощь, награждают особо отличившихся членов общественных формирований в соответствии с действующим законодательством.
2. Органы местного самоуправления и внутренних дел Республики Бурятия также:
а) проводят работу по правому воспитанию и обучению членов общественных формирований граждан формам и методам борьбы с правонарушениями;
б) обеспечивают их соответствующими инструктивно - методическими пособиями и литературой;
в) представляют им необходимую информацию о состоянии общественного порядка на соответствующей территории республики;
г) руководят деятельностью образуемого (созданного) ими общественного формирования граждан и контролируют его деятельность;
д) разрабатывают и вносят в органы государственной власти Республики Бурятия, руководителям предприятий, учреждений и организаций предложения по укреплению общественного порядка и борьбе с преступностью;
е) обобщают и распространяют передовой опыт работы общественных формирований граждан;
ж) осуществляют иные полномочия по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
3. Общественные формирования граждан представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления и органам внутренних дел информацию о своей деятельности, вносят предложения по укреплению общественного порядка и поощрению своих членов.
Глава III. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, СОЦИАЛЬНЫЕ
ГАРАНТИИ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАН
Статья 15. Основные права членов общественного формирования граждан при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка
Члены общественного формирования граждан при предъявлении удостоверения установленного образца имеют право:
(в ред. Закона Республики Бурятия от 10.06.2003 № 330-III)
а) требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушения;
б) исключен. - Закон Республики Бурятия от 10.06.2003 № 330-III
в) требовать от правонарушителей общественного порядка предъявления документов, удостоверяющих личность, в тех случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения и составления протокола;
г) изымать у граждан орудия совершения правонарушений, документы с явными признаками подделки, подчистки и других исправлений, а также предметы и вещи, изъятые из оборота и находящиеся у граждан без специального разрешения, и передавать их в органы внутренних дел;
д) исключен. - Закон Республики Бурятия от 10.06.2003 № 330-III
е) входить в зрелищные и другие общественные места в случае преследования скрывшегося правонарушителя для пресечения правонарушений;
ж) задерживать и доставлять в медицинские вытрезвители либо в соответствующий отдел внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред себе или окружающим;
з) иметь иные права, предусмотренные Положением об общественном формировании граждан, не противоречащие действующему законодательству.
Статья 16. Основные обязанности членов общественного формирования граждан
Член общественного формирования граждан обязан:
а) участвовать в охране общественного порядка, проявлять инициативу в проведении профилактической работы и борьбе с правонарушениями;
б) строго соблюдать законность, права и законные интересы граждан;
в) быть дисциплинированным, добросовестно выполнять поручения руководителя общественного формирования, работников органов внутренних дел;
г) использовать и применять представленные законом права по пресечению и предупреждению правонарушений, защищать честь и достоинство граждан от преступных посягательств и других антиобщественных проявлений, быть вежливым, предупредительным в общении с гражданами;
д) повышать правовые знания, овладевать формами и методами борьбы с правонарушениями;
е) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка иметь при себе удостоверение установленного образца и внешние атрибуты, в том числе нарукавную повязку;
ж) Положением об общественном формировании граждан могут быть предусмотрены и другие обязанности.
Статья 17. Основные правовые гарантии граждан, участвующих в охране общественного порядка
1. Законные требования находящихся при исполнении обязанностей членов общественного формирования граждан обязательны для лиц, совершающих (совершивших) правонарушения.
2. На членов общественного формирования граждан распространяются положения о необходимой обороне и крайней необходимости, установленные законодательством.
3. Злостное неповиновение законному требованию членов общественного формирования граждан при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка влечет за собой установленную законодательством административную ответственность, а в случае оказания ему сопротивления, либо посягательства на его здоровье и жизнь, либо оскорбления - уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством.
4. Ущерб, причиненный имуществу члена общественного формирования граждан или его близким в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка, возмещается в полном объеме из средств соответствующего внебюджетного фонда "Правопорядок" с последующим взысканием суммы ущерба с виновных.
Статья 18. Социальные гарантии деятельности членов общественного формирования граждан
Члены общественного формирования граждан имеют следующие социальные гарантии:
а) выплату пособия по временной нетрудоспособности в случае ее наступления в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка в размере ста процентов независимо от стажа работы;
б) выплату пособия по временной нетрудоспособности в случае ее наступления в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка неработающему члену общественного формирования в сумме минимального размера оплаты труда из средств внебюджетного фонда "Правопорядок" и иных средств, не запрещенных действующим законодательством;
в) назначение пенсии по инвалидности в соответствии с действующим законодательством в результате получения увечья или иной стойкой утраты трудоспособности, полученной при исполнении обязанностей по охране общественного порядка;
г) назначение пенсии по потере кормильца семье погибшего члена общественного формирования в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка в размере и порядке, предусмотренном действующим законодательством;
д) выплату семье погибшего члена общественного формирования в случае его гибели при исполнении обязанностей по охране общественного порядка единовременного пособия в сумме ста минимальных размеров платы труда из средств фонда "Правопорядок" и иных средств, не запрещенных законодательством, с последующем взысканием этой суммы с виновных.
Статья 19. Меры поощрения членов общественного формирования граждан
1. Члены общественного формирования граждан за активное участие в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями поощряются органами государственной власти, органами местного самоуправления, внутренних дел, предприятиями, организациями, учреждениями и общественными объединениями путем:
а) объявления благодарности;
б) выдачи денежной премии;
в) награждения ценным подарком;
г) награждения почетной грамотой органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия, предприятия, учреждения или организации;
д) освобождения от уплаты сборов за проведение технического осмотра транспорта (в отношении членов специализированного общественного формирования по безопасности дорожного движения).
2. За особые заслуги в выполнении своего общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм члены общественного формирования могут быть представлены к государственным наградам Российской Федерации и Республики Бурятия в соответствии с действующим законодательством.
3. Меры поощрения, включая денежное вознаграждение, применяются органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений из собственных средств, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, отдельных граждан и других источников.
4. Положением об общественном формировании граждан могут быть предусмотрены и иные меры морального и материального поощрения.
Статья 20. Меры ответственности членов общественного формирования граждан
Члены общественного формирования граждан за совершенные правонарушения и проступки несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и Положением об общественном формировании граждан.
Статья 21. Финансирование и материально - техническое обеспечение деятельности общественного формирования граждан
1. Финансирование и материально - техническое обеспечение деятельности общественного формирования граждан производится за счет средств органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, которые образуют (создают) данное общественное формирование граждан, а также за счет средств:
а) выделяемых на реализацию целевых программ по борьбе с преступностью и правонарушениями;
б) поступающих от физических и юридических лиц добровольных пожертвований, не запрещенных действующим законодательством;
в) других источников, не запрещенных действующим законодательством.
2. Служебные помещения, оборудованные мебелью, инвентарем, средствами связи предоставляются (сдаются в аренду) общественным формированиям граждан органами местного самоуправления, которые финансируют текущие расходы по их содержанию, ремонту из своих бюджетов или на договорной основе за счет средств учредителей общественного формирования.
Статья 22. Контроль за исполнением настоящего Закона
Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством.
Статья 23. Надзор за исполнением настоящего Закона
Надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют органы прокуратуры в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
1. Предложить Президенту Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия, органам местного самоуправления Республики Бурятия, предприятиям, организациям, учреждениям, общественным объединениям Республики Бурятия в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативные правовые акты, касающиеся охраны общественного порядка в Республике Бурятия, в соответствие с настоящим Законом.
2. До приведения нормативных правовых актов по охране общественного порядка в Республике Бурятия в соответствие с настоящим Законом они действуют в части, не противоречащей настоящему закону.
Статья 25. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
г. Улан-Удэ
25 апреля 1997 года
№ 512-I