Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 16.05.2003
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации Судья Верховного суда Республики Бурятия Пащенко Н.В. при секретаре Ширипнимбуевой А.В., рассмотрев 16 мая 2003 г. в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Конституции Республики Бурятия,

установил:

22 февраля 1994 г. Верховным Советом Республики Бурятия принята Конституция Республики Бурятия.
Обращаясь в суд, прокурор просит признать противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению часть 2 ст. 1 в части указания на гражданство Республики Бурятия, часть 2 ст. 6 в части указания на осуществление органами государственной власти координации деятельности органов местного самоуправления, ст. 12, часть 2 ст. 80, ст. 85, за исключением первого предложения части 1 о неприкосновенности депутата Народного Хурала Республики Бурятия, пункт "у" ст. 86, часть 3 ст. 96 Конституции Республики Бурятия противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
При этом прокурор ссылается на то, что положения части 2 ст. 1 Конституции Республики Бурятия, устанавливающей, что Республика Бурятия имеет свое гражданство, ст. 12 Конституции Республики Бурятия, содержащая понятие гражданина Республики Бурятия, положения о его правах и свободах и об условиях признания гражданином Республики Бурятия, противоречат Федеральному закону № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", который не допускает двойного гражданства в виде гражданства Российской Федерации и гражданства субъектов Федерации, и приводит к нарушению права каждого гражданина России обладать на ее территории всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 6 и частью 3 ст. 96 Конституции Республики Бурятия органы государственной власти Республики Бурятия и Правительство Республики в пределах своих полномочий координируют деятельность органов местного самоуправления. По мнению прокурора, это нарушает права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения и противоречит ФЗ № 154 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995, который не наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом координировать деятельность органов местного самоуправления и закрепляет принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Часть 2 ст. 80 Конституции Республики Бурятия, устанавливающая, что Народный Хурал Республики Бурятия состоит из 65 депутатов, избираемых с учетом территориального и национального представительства, противоречит пункту 16 ст. 35 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации распределяется между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Аналогичная норма содержится и в пункте 4 ст. 4 ФЗ № 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В связи с этим прокурор полагает, что оспариваемым положением Конституции Республики Бурятия нарушаются права избирательных объединений, избирательных блоков и политических партий участвовать в формировании Народного Хурала Республики Бурятия посредством выдвижения своих кандидатов.
Ст. 85 Конституции РБ, устанавливающая порядок привлечения депутата Народного Хурала РБ к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и порядок совершения отдельных процессуальных действий по уголовным и административным делам, противоречит части 2 ст. 447 УПК РФ и ст. 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающим, что порядок производства по уголовным делам в отношении депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом РФ, а по делам об административных правонарушениях Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Кроме того, ст. ст. 448, 450 УПК РФ устанавливают иной порядок привлечения к уголовной ответственности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, нежели оспариваемые положения Конституции РБ. В соответствии с Федеральным законодательством согласия народного Хурала на привлечение депутата народного Хурала к уголовной ответственности не требуется. Положения ст. 85 Конституции Республики Бурятия нарушают принцип равенства всех перед законом и судом и ущемляют права потерпевших от противоправных действий депутата на судебную защиту.
Пунктом "у" ст. 86 Конституции Республики Бурятия к ведению Народного Хурала Республики Бурятия отнесена дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение на должности судей федеральных судов. Данная норма закона противоречит ФЗ № 3132-1 от 26.06.1992 "О статусе судей в Российской Федерации", который не требует для назначения на должности судей федеральных судов согласия законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Оспариваемая норма ущемляет права граждан, претендующих на занятие должностей судей федеральных судов, быть назначенными на указанные должности в соответствии с федеральным законом.
В судебном заседании представители прокурора Ковалева Г.Н. и Болдоева Э.В. поддержали заявленные требования и просили признать оспариваемые положения Конституции Республики Бурятия не подлежащими применению с того момента, как они стали противоречить Федеральным Законам, а часть 2 ст. 80 Конституции Республики Бурятия с 14 июля 2003 г., поскольку в соответствии с п. 5 ст. 80 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законодательство субъекта Российской Федерации, противоречащее данному Федеральному Закону, может применяться при выборах в субъекте Российской Федерации, назначенных до 14 июля 2003 г.
Представитель Президента РБ Мотошкин Л.Н. признал заявленные требования, не согласившись лишь с требованием, касающимся части 2 ст. 6 и части 3 ст. 96 Конституции РБ.
Представители Народного Хурала РБ Доржиев А.Д. и Цибиков Б.А. согласились с требованиями прокурора в полном объеме. При этом представители Народного Хурала и Президента заявили, что оспариваемые положения Конституции, за исключением части 2 ст. 80, могут быть признаны противоречащими федеральному законодательству с момента вступления данного решения в законную силу.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ суд принимает признание представителями Президента Республики Бурятия и Народного Хурала Республики Бурятия требований о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ч. 2 ст. 1 в части указания на гражданство Республики Бурятия, ст. 12, части 2 ст. 80, ст. 85, пункта "у" ст. 86 Конституции Республики Бурятия и удовлетворяет в этой части требования прокурора.
Поддерживая требование о признании противоречащими федеральному законодательству положений ч. 2 ст. 6 и ч. 3 ст. 96 Конституции Республики Бурятия, Ковалева пояснила, что в соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под местным самоуправлением понимается самостоятельная, под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Принцип самостоятельности органов местного самоуправления также закреплен в п. 5 ст. 14 указанного Закона и ст. 12 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Под термином "координация" в данном случае можно понимать управленческие и руководящие функции, что противоречит федеральным законам.
Мотошкин в суде пояснил, что в Конституции Республики не говорится о том, что органы государственной власти вторгаются в компетенцию и осуществление местного самоуправления. Термин "координация", согласно толковому словарю Ожегова означает "согласование, установление целесообразного соотношения между какими-нибудь действиями, явлениями", что не означает руководство и управление. На практике органы государственной власти Республики Бурятия и Президент Республики согласовывают с органами местного самоуправления решение вопросов, касающихся их деятельности, и дают рекомендации, а не руководящие указания.
Выслушав стороны, оценив доказательства, имеющиеся по делу, суд полагает, что требование Прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству положений Конституции Республики Бурятия о координации Правительством Республики Бурятия и органами государственной власти Республики деятельности органов местного самоуправления подлежит удовлетворению. Часть 2 ст. 6 и часть 3 ст. 96 Конституции РБ противоречат действующему федеральному законодательству, которое не наделяет органы государственной власти правом координировать деятельность органов местного самоуправления. Согласно ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающей полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области местного самоуправления, координация деятельности органов местного самоуправления не входит в полномочия органов государственной власти.
Довод Мотошкина о том, что термин "координация" не означает руководство органами местного самоуправления и вмешательство в их деятельность, не может быть принят во внимание, поскольку однозначного толкования данного термина не существует, но толкование, на которое ссылается представитель президента, как "установление целесообразного соотношения между какими-либо действиями и явлениями" в контексте ст. 6 и ст. 96 Конституции РБ позволяет предположить, что органы государственной власти Республики Бурятия и Правительство Республики вправе устанавливать что-либо, то есть давать указания, обязательные для исполнения органами местного самоуправления при осуществлении ими своей деятельности, что противоречит принципу самостоятельности органов местного самоуправления.
Удовлетворяя требования Прокурора Республики Бурятия, суд полагает, что оспариваемые положения Конституции Республики Бурятия должны быть признаны противоречащими федеральному законодательству с момента принятия соответствующих федеральных законов, а часть 2 ст. 6 и часть 3 ст. 96 Конституции РБ с момента их принятия, поскольку прокурор не ссылался на противоречие ст. ст. 1, 12, 80, 85, 86 Конституции РБ федеральному законодательству до введения в действие указанных выше федеральных законов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196, 253 ГПК РФ, суд

решил:

1. Признать часть 2 статьи 1 в части указания на гражданство Республики Бурятия и статью 12 Конституции Республики Бурятия противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с 01.07.2002 с момента введения в действие Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
   ------------------------------------------------------------------

Решение Верховного суда Республики Бурятия от 16 мая 2003 г. в части признания части 2 статьи 6 и части 3 статьи 96 Конституции Республики Бурятия противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отменено Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 12.09.2003.
   ------------------------------------------------------------------

2. Признать часть 2 статьи 6 о Конституции Республики Бурятия в части указания на осуществление органами государственной власти координации деятельности органов местного самоуправления противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента издания Конституции Республики Бурятия с 22.02.1994.
3. Признать часть 2 статьи 80 Конституции Республики Бурятия противоречащей федеральному законодательству с 25.06.2002 с момента вступления в силу Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", недействующей и не подлежащей применению - с 14 июля 2003 года.
4. Признать статью 85, за исключением первого предложения части первой Конституции Республики Бурятия, противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с 01.07.2002 - с момента введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Признать пункт "у" статьи 86 Конституции Республики Бурятия противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с 18.09.2002 - с момента введения в действие второго абзаца пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
   ------------------------------------------------------------------

Решение Верховного суда Республики Бурятия от 16 мая 2003 г. в части признания части 2 статьи 6 и части 3 статьи 96 Конституции Республики Бурятия противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отменено Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 12.09.2003.
   ------------------------------------------------------------------

6. Признать часть 3 статьи 96 Конституции Республики Бурятия противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с 30.12.2000 - с момента ее принятия и введения в действие Закона Республики Бурятия от 29.12.2000 № 526-II "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Бурятия".
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней.

Судья Верховного Суда
Республики Бурятия
Н.В.ПАЩЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru